Найти тему
Анапское Черноморье

Джеймс Кэмерон: режиссёр, который трижды менял мировой кинематограф

Оставить свой след в огромном и бесконечно разнообразном мире кино дано не каждому, даже очень талантливому режиссёру. Сегодня поговорим о человеке, фильмы которого не раз оказывали колоссальное воздействие на развитие кинематографа – в первую очередь, коммерческого. Случалось это в 1991-м, 1997-м и 2009-м годах, а имя нашего героя – Джеймс Кэмерон.

1991 год. Терминатор 2: Судный день

-2

До сиквела «Терминатора» компьютерная графика уже использовалась для создания спецэффектов – достаточно вспомнить летающий паровоз из «Назад в будущее 3» (1990 год) или водяного пришельца в «Бездне» (1989). Но именно «Судный день» во всей полноте продемонстрировал, насколько реалистичного изображения позволяют добиться новейшие технологии.

В «Т2» около 300 спецэффектов, часть которых достойно смотрится и сейчас, спустя почти 30 лет с момента выхода фильма. И совершенно точно именно он стал точкой отчёта, когда компьютерная графика превратилась в непременный атрибут голливудского блокбастера, стала неотъемлемой частью зрелищного и дорогого кино.

Это был первый в истории фильм с бюджетом более 100 млн долларов и последняя по-настоящему удачная часть фантастической франшизы, все последующие попытки реанимировать которую ничем хорошим не закончились.

1997 год. Титаник

-3

11 «Оскаров», почти 2 млрд мировых сборов и декалитры зрительских слёз – благодаря трогательной и драматичной истории любви дотошно воссозданный на экране легендарный лайнер стал одним из сильнейших кинообразов. А ещё породил колоссальный спрос на фильмы-катастрофы, которые после «Титаника» вступили в сражение за зрительское внимание.

«Столкновение с бездной» (1998), «Армагеддон» (1998), «Идеальный шторм» (2000), «Перл-Харбор» (2001), «Посейдон» (2006) – все они в разных пропорциях смешивали зрелищную картинку с впечатляющими спецэффектами и мелодраматизм. Но ни один даже близко не приблизился к всенародной любви, которой и сейчас продолжает пользоваться «Титаник».

А ещё этот фильм стал катализатором возвращения в кинотеатры российских зрителей. Впервые за безвременье смутных 90-х люди выстаивали огромные очереди в кассы и раскупали билеты на несколько сеансов вперёд. Так что трагический роман Джека и Розы спас от закрытия не один отечественный кинотеатр.

2009 год. Аватар

-4

После сокрушительного успеха «Титаника» трудно было задрать планку выше. Но Кэмерон не искал лёгких путей и, выждав 12 лет, триумфально вернулся в большое кино с «Аватаром». Его идею он вынашивал с 1995 года, но реализовать амбициозные планы не позволяли недостаточно развитые на тот момент технологии.

Для создания спецэффектов потребовалось порядка петабайта дискового пространства – это в 500 раз больше, чем потребовалось для «Титаника». Кроме того, «Аватар» стал настоящим прорывом для 3D-кино. Специально для его релиза кинотеатры по всему миру установили новое оборудование, которое позволило зрителям насладиться объёмным изображением удивительно красивого мира планеты Пандора. А киноделы усердно ринулись снимать все жанры подряд в 3D, но из-за несовершенства технологии нередко доставляли при просмотре лишь неудобства.

Блокбастер не покидал прокат около 8 месяцев (!) и 10 лет оставался на пьедестале самого кассового фильма в истории. Ровно до той поры, пока его «подвинули» финальные «Мстители». И то не с первой попытки.

Однако Кэмерон по этому поводу не переживает и готовит сразу 4 продолжения. Видимо, нас ждёт очередной кинопереворот. Главное, дождаться премьеры, ведь выход «Аватара-2» переносили уже 5 раз…

Сергей Лёвин, специально для «Анапского Черноморья»