Оставить свой след в огромном и бесконечно разнообразном мире кино дано не каждому, даже очень талантливому режиссёру. Сегодня поговорим о человеке, фильмы которого не раз оказывали колоссальное воздействие на развитие кинематографа – в первую очередь, коммерческого. Случалось это в 1991-м, 1997-м и 2009-м годах, а имя нашего героя – Джеймс Кэмерон.
1991 год. Терминатор 2: Судный день
До сиквела «Терминатора» компьютерная графика уже использовалась для создания спецэффектов – достаточно вспомнить летающий паровоз из «Назад в будущее 3» (1990 год) или водяного пришельца в «Бездне» (1989). Но именно «Судный день» во всей полноте продемонстрировал, насколько реалистичного изображения позволяют добиться новейшие технологии.
В «Т2» около 300 спецэффектов, часть которых достойно смотрится и сейчас, спустя почти 30 лет с момента выхода фильма. И совершенно точно именно он стал точкой отчёта, когда компьютерная графика превратилась в непременный атрибут голливудского блокбастера, стала неотъемлемой частью зрелищного и дорогого кино.
Это был первый в истории фильм с бюджетом более 100 млн долларов и последняя по-настоящему удачная часть фантастической франшизы, все последующие попытки реанимировать которую ничем хорошим не закончились.
1997 год. Титаник
11 «Оскаров», почти 2 млрд мировых сборов и декалитры зрительских слёз – благодаря трогательной и драматичной истории любви дотошно воссозданный на экране легендарный лайнер стал одним из сильнейших кинообразов. А ещё породил колоссальный спрос на фильмы-катастрофы, которые после «Титаника» вступили в сражение за зрительское внимание.
«Столкновение с бездной» (1998), «Армагеддон» (1998), «Идеальный шторм» (2000), «Перл-Харбор» (2001), «Посейдон» (2006) – все они в разных пропорциях смешивали зрелищную картинку с впечатляющими спецэффектами и мелодраматизм. Но ни один даже близко не приблизился к всенародной любви, которой и сейчас продолжает пользоваться «Титаник».
А ещё этот фильм стал катализатором возвращения в кинотеатры российских зрителей. Впервые за безвременье смутных 90-х люди выстаивали огромные очереди в кассы и раскупали билеты на несколько сеансов вперёд. Так что трагический роман Джека и Розы спас от закрытия не один отечественный кинотеатр.
2009 год. Аватар
После сокрушительного успеха «Титаника» трудно было задрать планку выше. Но Кэмерон не искал лёгких путей и, выждав 12 лет, триумфально вернулся в большое кино с «Аватаром». Его идею он вынашивал с 1995 года, но реализовать амбициозные планы не позволяли недостаточно развитые на тот момент технологии.
Для создания спецэффектов потребовалось порядка петабайта дискового пространства – это в 500 раз больше, чем потребовалось для «Титаника». Кроме того, «Аватар» стал настоящим прорывом для 3D-кино. Специально для его релиза кинотеатры по всему миру установили новое оборудование, которое позволило зрителям насладиться объёмным изображением удивительно красивого мира планеты Пандора. А киноделы усердно ринулись снимать все жанры подряд в 3D, но из-за несовершенства технологии нередко доставляли при просмотре лишь неудобства.
Блокбастер не покидал прокат около 8 месяцев (!) и 10 лет оставался на пьедестале самого кассового фильма в истории. Ровно до той поры, пока его «подвинули» финальные «Мстители». И то не с первой попытки.
Однако Кэмерон по этому поводу не переживает и готовит сразу 4 продолжения. Видимо, нас ждёт очередной кинопереворот. Главное, дождаться премьеры, ведь выход «Аватара-2» переносили уже 5 раз…
Сергей Лёвин, специально для «Анапского Черноморья»