Шоковый фактор является одним из самых старых приемов в искусстве, и, правильно поданный, он способен донести до зрителя мощный посыл. Очевидно взывающий к таким базовым реакциям как отвращение, грусть или страх, он способен эмоционально подчеркнуть опасность воплощаемой ситуации.
Краснорубашечники из Стар Трека популяризировали идею смерти второстепенных персонажей вскоре после их представления, подчеркивая опасность положения главных героев. В подтверждение этому, сейчас создатели используют все более мрачные и тревожные сцены, часто затрагивая при этом актуальные социальные проблемы.
Видеоигры не стали исключением. Сначала, шоковый фактор реализовывался в основном в хоррорах, но все чаще создатели прибегали к нему с другой стороны, позволяя нам самим влиять на то, как разивается текущая ситуация через интерактивное повествование.
Вариативность выбора тяжело назвать чем-то новым, в отличие от ответственности за сделанный выбор, которую накладывают на игрока разработчики. Отличным примером тому служат игры от Telltale Games, которые, несмотря на это, часто подвергаются критике за то, что решения игрока в итоге не ведут к разнообразию исходов.
Так или иначе, мы знаем множество примеров того, чем пытаются шокировать игрока создатели видеоигр, и сейчас рассмотрим некоторые из них.
10. Heavy Rain – Отпиливание собственного пальца
Интерактивный сторителлинг был далеко не новинкой на момент релиза Heavy Rain, но на фоне успеха Telltal’овской “The Walking Dead”, этот формат стал популярен в индустрии видеоигр.
Вышедшая в 2010 году, Heavy Rain являла собой разветвляющееся интерактивное повествование, полностью зависящее от действий игрока. Играбельными представлялись четыре возможных персонажа, но основным протагонистом являлся Итан Марс, -- мужчина, пытающийся спасти своего сына Шона, похищенного серийным убийцей по прозвищу «Мастер оригами».
Проверяя на прочность отцовскую любовь Итана к Шону, Мастер оригами ставит перед мужчиной ряд испытаний, одним из которых является необходимость отрезать собственный палец. В главе «Ящерица», Quantic Dreams предоставляют игроку широкий выбор того, как исполнить это жесткое действие – с помощью клещей, топора, ножа и прочих инструментов.
Само действо крайне некомфортно наблюдать, и великолепная игра актера озвучки Паскаля Лэнгдейла добавляет крикам Итана особенно душераздирающий окрас, даже, несмотря на то, что в игре есть опция выпить виски, чтобы приглушить боль.
Если же вы все-таки не решитесь на этот поступок, игра не оставит вас целым и невредимым так или иначе – вам прострелит плечо полицейский после выхода из апартаментов. Итан в любом случае пострадает -- но, во всяком случае, способ зависит полностью от вас, не так ли?
9. Modern Warfare 2 – «Ни слова по-русски»
Call of Duty: Modern Warfare 2, вышедшая в 2009 году, стала предметом многих обсуждений. Столкнувшаяся с обвинениями в расовой нетерпимости, игра была омрачнена еще сильнее после немалоизестного уровня «Ни слова по-русски».
О существовании уровня стало известно еще до выхода игры, и, во избежание потенциальных неприятных обсуждений на стадии тестирования, Activision позволили игрокам пропустить уровень с предупреждением о шок-контенте, и позднее прибегнув к самоцензуре в некоторых странах. Для тех же, кто выбирал прохождение уровня, открывалась миссия, в которой игрок контролирует Джозефа Аллена, агента ЦРУ под прикрытием, который участвует в массовой стрельбе в московском аэропорту, чтобы получить доверие российской террористической группировки. Под предводительством Владимира Макарова, миссия начинается в лифте аэропорта, где он произносит фразу «Ни слова по-русски», во избежание раскрытия личностей террористов.
Как только игрок покидает лифт, начинается жесточайший массовый расстрел мирных граждан, находящихся в аэропорту, и здесь нам предоставляется возможность просто не стрелять по людям. После побега из аэропорта, Макаров убивает Аллена, подтверждая, что все это время знал о его истиной личности, и просто подставил его, чтобы обвинить в бойне ЦРУ.
Activision заявили, что миссия была призвана показать изнутри ужас террористического акта, и, несмотря на то, что некоторые из критиков были удовлетворены таким объяснением, другие подвергли сомнению правдоподобность того, что другие террористы не обратили бы внимание на то, что игрок не ведет стрельбу.
Миссия вызвала бурные множественные обсуждения отображения злодеяний в играх, и с того времени, разработчики стали куда более охотно подходить к этой теме, примером чего служит вышедшая после этого Spec-Ops The Line.
8. Sniper Elite – X-Ray-убийства
По примеру Fatal Blows и X-Rays из Mortal Kombat, Sniper Elite тоже стала известна своими мощными атаками и смертельными увечьями, которые сопровождались особыми приближениями камеры и режимом X-Ray.
Созданная Rebellion Developments, эта игровая механика впервые появилась в Sniper Elite V2 в качестве своеобразной награды за хорошие выстрелы.
Если игрок задевал выстрелом жизненно важные органы в теле противника, это запускало анимацию пули, пронзающей цель, и отображало урон, который это наносило. Вариативность анимации была настолько велика, что включала повреждение глаз, сердца и даже яичек.
Конечно, сейчас это уже с трудом кого-либо шокирует, но такие сцены добавляли в игру более мрачный и реалистичный уровень восприятия происходящего, даже несмотря на то, что это было своеобразной наградой за хорошие выстрелы игрока. Перчинки добавляет то, что в одной из игр франшизы, игроку давали возможность убить Гитлера в слоу-мо выстрелом в его яичко.
7. Far Cry 3 – Выбор в пользу Цитры
Far Cry 3 сломало шаблоны серии, став одним из блокбастеров Ubisoft, и достигнув десяти миллионов проданных копий. Действие игры происходит на вымышленном острове Рук, и протагонистом в ней является Джейсон Броди, целью которого становится спасение его друзей, похищенных пиратами, и дальнейший побег с острова.
Многочисленно обласканная за своих ярких персонажей, игра являет нам одним из них Цитру – жрицу племени Ракьят и сестру главного антагониста – Вааса.
После победы над Ваасом, сестра признается в любви главному герою, и накачивает его наркотиками с целью убедить его остаться. Джейсон во время этого испытывает острый галлюцинаторный бред, который кончается тем, что он обнаруживает себя держащим лезвие ножа у горла своей подруги Лизы.
Далее, игроку предоставляется выбор: присоединиться к Цитре или спасти своих друзей. Если выбор делается в пользу друзей, то Джейсон просто перерезает веревки, связывающие Лизу, и освобождает всю компанию. Но если же выбрать присоединиться к Цитре, то главный герой перерезает горло своей подруге, убивает остальных друзей, и отдает приказ членам Ракьят начинать приготовления к ритуалу.
После этого, нам показывают сцену секса Джейсона и Цитры, но по мере того, как обстановка накаляется, вещи берут неожиданный поворот, и девушка пронзает грудь Джейсона клинком. По мере того, как жизнь покидает тело юноши, она говорит, что их дитя станет непревзойденным воином, который будет возглавлять остров Рук и племя Ракьят.
Конечно, это с легкостью попадает под определение шокирующей концовки, но после того, что Джейсон сотворил со своими друзьями, будем честны, становится тяжело ему сопереживать.
6. The Walking Dead – Отпиливание руки Ли
Выпуская игры с 2005 года, в 2012 году Telltale превзошла все свои предыдущие успехи, выпустив The Walking Dead. История, основанная на одноименном комиксе, начиналась за протагониста – преступника по имени Ли Эверетт, который по сюжету становился отцовской фигурой для осиротевшей после атаки зомби Клементины.
Для компании, основанной бывшими сотрудниками LucasArts, переставшей выпускать приключенческие игры, было неудивительным возрождение жанра самой Telltale Games, особенно учитывая, что формат игры с выбором вариантов действия был уже не нов.
После того, как в 4 эпизоде Ли кусает мертвец, игроку предоставляется выбор. Руку можно отпилить хирургической пилой или же оставить, сказав остальным членам группы держаться на стороже. В зависимости от выборов, сделанных до этого в игре, мы можем сделать это в одиночку или с помощью одного из товарищей.
Игроки, знакомые с одноименным телевизионным сериалом, знают, что метод ампутации однажды сработал с Хершеллом Грином. Поэтому, у игрока были основания полагать, что попытка ампутации конечности может помочь, и нам приходилось наблюдать весьма нелегкую сцену.
К сожалению, даже такой радикальный метод был не в силах помочь Ли из-за того, что прошло слишком много времени после укуса, и вирус успел распространиться, запустив процесс обращения персонажа, и поставив перед нами очередной морально нелегкий выбор: дать ему превратиться до конца или быть застреленным Клементиной. Эта часть игры запомнилась многим игрокам своей эмоциональной тяжестью.
5. Until Dawn – Намеренный геноцид персонажей
Созданная Supermassive Games Until Dawn стала настоящим хитом после выхода в 2015 году. Вдохновленная фильмами-слэшерами, игра предоставляет нам возможность оказаться в ролях восьми молодых людей, пытающихся выжить в суровых условиях горы Блэквуд.
Игра изначально рассчитана не на однократное прохождение, потому как некоторые детали истории доступны лишь при повторном прохождении, и содержит несколько концовок, зависящих от действий игрока.
Игроку предоставляется целое множество Quick-Time Events, от которых будет зависеть, выживет ли персонаж. Некоторые из них слишком важны, и имеют несколько возможных смертей, но и побочный каст игры также может быть убит разными способами.
Так что если вы невероятный садист или просто человек, открывающий все концовки, можете привести каждого из персонажей к смертельному концу, и все, что останется – лишь обугленное полено.
4. Spec-Ops The Line – Пощадить боевиков или убить их всех
Modern Warfare 2 была настоящим открытием в плане отображения злодейских действий в играх, но Spec Ops; The Line зашла в этом плане немного дальше предшественницы. Выпущенная в 2012 студией Yager Development, игра получила хвалебные отзывы за проблематику, поднятую в ней.
Играя от лица капитана Мартина Уокера, вы отправляетесь в разрушенные Дубаи, где будете сражаться с 33-им Батальоном во главе с командиром, Джоном Конрадом. После серии баталий, игра покажет одну из четырех возможных концовок. Осознавая ужас содеянного, Уокер может либо совершить суицид, либо попытаться пристрелить Конрада.
Если игрок выбирает второй вариант, то Конрад исчезает, и Уокер вызывает военных. Будучи встреченным патрулем, у игрока вновь появляется два варианта действий: мирно сложить свое оружие либо попытаться сразиться с ними.
В случае выбора варианта со сражением, Уокер либо проигрывает и погибает в луже собственной крови, вспоминая разговор с Конрадом, либо одерживает победу и забирает радиопередатчик, через который связывается с командующим армией.
Игра показывает нам такие шокирующие моменты, как использование боеприпасов с содержанием белого фосфора на противниках 33-го Батальона, которые позже оказываются мирными жителями; и дает нам возможность окунуться в ужасы военных действий, посвящая нас в свой мощный сюжет.
3. Infamous – Спасти свою девушку или Докторов?
Все мы хотели бы взглянуть на возрождение Infamous на платформе Playstation 5. Впервые игра появилась в 2009 на PS3, и прославилась, в том числе, своим открытым миром, который включал в себя систему кармы, позволяя производить отыгрыш героя или злодея.
В первой игре мы играем за Коула МакГрата, курьера-велосипедиста, который получает электро-суперсилы после пережитого взрыва в Эмпайр Сити, вызванного лучевой сферой, оказавшейся в его доставляемом заказе.
Переживая условия карантина, вызванного взрывом, Коул пытается сбежать из режима, и оказывается втянутым во вражду с организованной преступной группировкой под названием Первые Сыны, под лидерством Кесслера, который обрел контроль над городом.
По мере развития конфликта, Кесслер предпринимает довольно резкий шаг, похищая девушку Коула, Триш, и ставит главного героя перед непростым выбором: спасти ее или группу Докторов.
Если игрок выбирает вариант со спасением Докторов, девушка погибает при падении, но если же вы делаете выбор в пользу Триш, Кесслер раскрывает, что заменил ее Пустышкой, и девушка так или иначе погибает, становясь жертвой коварных обстоятельств.
В зависимости от уровня кармы игрока, последний разговор с Триш довольно сильно разнится. Если вы отыгрывали героя, то девушка говорит, что гордится вашими деяниями, но если же ваш путь был пропитан злодействами, то она без раздумий проклинает само ваше существование и эгоистичные поступки.
Это, конечно, лишь иллюзия выбора – но жить-то вам с ним придется в любом случае.
2. Undertale – Флауи знает, что ты сделал
Путь Геноцида в Undertale -- один из самых жестоких путей в видеоиграх, заключающийся в убийстве всего живого, что попадается вам на пути. Разумеется, игрок может сделать выбор в пользу пацифистского стиля прохождения, но что, если вы вдруг убили кого-то случайно и хотите исправить это?
Незадолго после начала игры, Флауи попытается вас убить, чему помешает Ториэль, выступающая в роли материнской фигуры по отношению к протагонисту. Увидевшая в игроке потенциального ребенка, которого можно вырастить, она неожиданно сменяет милость на холод после того, как игрок задает вопрос о том, как можно покинуть Руины, и даже вступает с ним в битву.
Битвы же могут быть разрешены мирным путем и имеют ключевое значение для прохождения Пути Пацифиста, но Ториэль не защищена от смерти.
Если же она вдруг умирает при прохождении, и вы, решив, что это был нежелательный поступок, пытаетесь перезагрузиться в свое предыдущее сохранение, вы можете пощадить ее в конце битвы, думая, что легко отделались. Разумеется, все не так просто.
Действительно, перезагрузка и пощада Ториэль не нарушит процесса прохождения по Пути Пацифиста (если вы не убили никаких существ до этого, конечно же). После того, как вы покинете Руины, вас снова ждет встреча с Флауи.
Вместо того, чтобы начать свою обычную лекцию о выживании, он подколет вас тем, что вы сделали – вашими же действиями – сохранением и загрузкой после, и скажет: «Ты убил ее. И вернулся назад, пожалев об этом».
Undertale запоминает ваши действия между прохождениями, и прохождение вслепую действительно накладывает на вас огромную ответственность.
1. Persona 4 Golden – Концовка Сообщника
Persona 4 по праву считается одной из лучших РПГ, из когда-либо существовавших. Выпущенная в 2008 году на PS2, игра предоставляет нам возможность побыть в роли ученика старших классов, недавно переехавшего в Инабу, вымышленный сельский городок. Работая бок о бок со школьными друзьями, игрок вовлекается в расследование череды убийств, одновременно используя новоприобретенные способности Персоны.
В более позднем перевыпуске, вышедшем в 2012 году, в игру был добавлен экстра-контент: социальные связи и расширенная история. Одной из таких связей была история Тору Адачи, и вместе с этим появившаяся новая не каноничная концовка.
Для ее разблокировки, игроку нужно было довести до максимума уровень социальной связи с Адачи, проводя с ним время. Как только дело в игре подходит к декабрю, игрок должен был объявить имя предполагаемого убийцы.
Если вы выбирали Адачи, и оставались при этом выборе, загадка оставалась неразгаданной, но на этом не кончалась.
Ваш последний день в Инабе. Протагонист навещает Адачи, говоря ему, что знает, что он виновен, и уничтожает ключевые улики, чтобы защитить персонажа. Это является чудовищным поступком, и не смотря на то, что мы ему помогли, Адачи начинает шантажировать игрока.
Это не имеет особого влияния на сюжет, и в конце концов вы покидаете Инабу, видя на устах Адачи широкую улыбку. Защищая убийцу, нужно быть готовым к тому, что карма не заставляет себя ждать, и, в конце концов, кусает куда больн