В начале июля произошли два события, связанных с Ираном, которые не получили должного освещения, учитывая их международное значение.
Большое решение МАГАТЭ
Неделю назад совет управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) поддержал предложение Великобритании, Франции и Германии, выступившие против решения Ирана не допускать на свою территорию ядерных инспекторов. Это стало первым разом, когда основные силы ЕС встали на сторону Соединенных Штатов, поскольку последние вышли из Совместного комплексного плана действий 2015 года (широко известного как соглашение с Ираном). Этот шаг был расценен экспертами как изменение в поведении стран ЕС по отношению к Ирану. Только Россия и Китай проголосовали против движения, которое вызвало «серьезную озабоченность» по поводу отказа Ирана «сотрудничать в полной мере».
Кроме того, Джозеп Боррелл, представитель Европейского союза, объявил в конце прошлой недели, что Иран запустил механизм урегулирования споров в Совместном всеобъемлющем плане действий. Механизм - это пункт внутри сделки, посредством которого может быть разрешена жалоба на возможное нарушение сделки. Согласно соглашению, механизм позволяет разрешать любые разногласия в течение одного месяца, который может быть продлен, если все стороны согласятся. Как сообщало "Вашингтон пост" в январе, Великобритания, Франция и Германия активировали этот механизм в начале года, когда Иран объявил, что он больше не связан ограничениями на обогащение урана, как это предусмотрено в соглашении. Однако позже они приостановили действие механизма.
Слабая сделка Обамы
Тот факт, что Иран не пустил инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты, не должен вызывать удивления. Все сводится к слабой сделке, которую Барак Обама заключил в 2015 году вместе со своими европейскими союзниками. Бывший американский президент был, пожалуй, самым слабым президентом в истории США, особенно когда речь шла о его внешней политике. Живя в мире грез, Барак Обама надеялся, что даже плохая сделка будет лучше, чем отсутствие сделки с Ираном. Он считал, что после снятия санкций, Иран присоединится к международному сообществу в качестве партнера, отказавшись от своих амбиций стать ядерной державой. Эта линия рассуждений сделала серьезную и наивную ошибку, полагая, что Иран будет действовать добросовестно и просто будет соблюдать правила сделки. Иран является спонсором террора, а миллиарды долларов идут в пользу Хезболлы и других террористических организаций. Эксперты по безопасности связывают Иран с террористическими актами на всех пяти континентах. Было бы абсурдом полагать, что слабой сделки будет достаточно, чтобы сдержать Иран.
Почему плохая сделка по Ирану?
Совместный комплексный план действий имеет три основных недостатка. Это позволило проводить инспекции со стороны ядерных инспекторов, но только если Иран разрешал проверки. Таким образом, Иран должен решить, какие места должны быть проверены и когда. Это похоже на подозрение, что кто-то совершил преступление, и подозреваемый преступник решает, что будет предоставлено в качестве доказательства полиции и когда.
Во-вторых, поскольку Ирану было разрешено сохранить свои ядерные объекты и прогресс, достигнутый до 2015 года, ничто не помешает ему возобновить свою деятельность там, где он остановился. Таким образом, США и их союзники признали, что их попытка помешать Ирану получить ядерное оружие была только временной.
В-третьих, это не ограничивало программу баллистических ракет Ирана. Действительно, Иран продолжал проводить ракетные испытания в течение нескольких лет после вступления соглашения в силу, в том числе совсем недавно после убийства высокопоставленного иранского чиновника и объявленного террористом генерала Касема Сулеймани. Иран обладает самым большим ракетным арсеналом на Ближнем Востоке и стремится создать огромные ракетные силы, дальностью действия до 2000 км, что позволило бы многим членам НАТО в Европе оказаться в пределах досягаемости ракет Ирана. По словам специального посланника США Брайана Хука, ядерная сделка Барака Обамы значительно ослабила запреты на обогащение урана и испытания баллистических ракет, введенные в отношении Ирана резолюциями Совета Безопасности ООН, продвинутыми администрацией Буша. Отказавшись от сделки, Трамп просто вернулся к гораздо более эффективным ограничениям, действовавшим до 2015 года.
Предоставление Ирану 150 миллиардов долларов
Взамен Иран получил 150 миллиардов долларов, разморозив свои активы, которые, несомненно, были использованы для финансирования террористической деятельности. Кроме того, Фонд Наследия, когда соглашение было одобрено, подсчитал, что «возобновление способности продавать больше нефти на открытом рынке может привести к тому, что 300–400 миллиардов долларов будут вложены в иранскую экономику, что поддержит правительство Ирана». В этом контексте Трамп был прав, чтобы выйти из этой сделки. Нынешние неповиновения Ирана доказывают, что сделка была легко разрушаемой с иранской стороны, что еще раз доказывает тот факт, что европейская сторона допустила ошибку в том, что она придерживалась этой сделки. И это корень проблемы.
Сделка оказалась бессмысленной и даже контрпродуктивной. Вместо того, чтобы присоединиться к политике максимального давления США, ЕС продолжил идти по непродуктивному и небрежному пути умиротворения теократии. Именно это разделение между Западом и провалившейся политикой умиротворения ЕС вместе с ужасной сделкой ободрило Иран и объясняет недавние действия.
МАГАТЭ: запасы обогащенного урана в Иране растут
Кроме того, в то время как ЕС удерживает бесполезную сделку, согласно данным МАГАТЭ, запасы низкообогащенного урана в Иране значительно превысили предел в 300 килограммов, установленный в ядерной сделке, и достигли 2324,9 килограмма. Основываясь на анализе Института науки и международной безопасности, Фонд «Наследие» сообщает, что собранное количество более чем достаточно для создания ядерного оружия, если оно будет обогащено, и этот процесс займет три месяца. Кроме того, эти отчеты показывают, что количество центрифуг, обогащающих уран, превысило допустимый уровень в рамках сделки. Поэтому очевидно, почему Иран не допустит инспекторов МАГАТЭ внутри страны. Это наблюдаемая закономерность, что Трампу не нравится вовлекать Америку в ненужные войны. На самом деле, он первый президент со времен Джеральда Форда, который не начал войну. Однако это не значит, что его методы слабы. Президент Трамп верит в мир через сильные стороны давления США. Как отмечает «Наследие» в своем анализе политики президента, Трамп использует свою риторику, чтобы напугать, запутать и смутить своих противников. Это уравновешено переговорами по обратному каналу и принудительными действиями.
Европа должна быть реалистами
Однако одних действий Соединенных Штатов недостаточно. Иран угрожает усилить свое опасное поведение, если только ЕС не поможет ему избежать американских нефтяных и банковских санкций. Итак, настоящая проблема - Европа. Вместо того, чтобы принять предложение работать вместе, ведущие страны ЕС больше озабочены избиением Трампа. Они забывают, что мир и стабильность на Ближнем Востоке жизненно важны в первую очередь для самой Европы в большей степени, чем для США. Это разделение, созданное Европой, выгодно только Ирану, который выбрал политику ожидания окончания срока полномочий Трампа и, возможно, получит более сочувствующего президента в Белом доме, такого как Джо Байден. Иран более чем рад тому, что Европа продолжит политику умиротворения, продолжит обогащать уран, укрепит свои баллистические ракеты и будет ждать нового президента в США.
Между тем, лидеры ЕС в своих мыслях стали ближе к политике умиротворения Невилла Чемберлена с Адольфом Гитлером, Трамп, похоже, стал самым умным игроком в этой области. Он осуществляет свою мирную политику, хотя и проявляет свою готовность к эскалации санкций до самых высоких уровней. Согласно иранской оценке, санкции США обошлись стране в 200 миллиардов долларов. Иран может сказать, что может подождать, но администрация Трампа также не спешит с соглашением, будучи уверенной в эффективности своей политики, поскольку Иран продолжает доказывать, что нарушает соглашение.
Будущие решения
Единственное решение в будущем - это новая, более ограничительная сделка, которая навсегда и безоговорочно помешает Ирану стать ядерной державой. Путь к этому заключается в поддержании политики максимального давления, сохранении запрета на передачу оружия и в том, чтобы Европа прекратила нынешнюю сделку. Есть несколько тонких намеков на то, что, по крайней мере, Великобритания приближается к мышлению США и убедит Германию и Францию. Это неизбежно, что в будущем это произойдет. Однако чем скорее это будет сделано, тем лучше это для международной стабильности. В настоящее время Иран представляет собой одну из величайших угроз миру во всем мире, и Европа препятствует реальным, решительным и окончательным действиям, которые необходимы для окончательного решения этой проблемы.