25 мая этого года Олегу Далю могло бы исполнится 79 лет. Но ушел из жизни, когда ему и не было и 40 ...
Однажды на концерте конферансье ошибся, назвав Олега Даля народным артистом. Тот усмехнулся: "Я не народный, я инородный"... Олег Даль не имел званий и наград, но его любила и любит вся страна.
Даль как будто всегда предчувствовал свой ранний уход. Торопился жить, любить, сделать многое... Он ведь не только играл в кино и театре, но и пел, писал стихи, ставил спектакли. И все это с таким драйвом...
На вступительном экзамене в театральное училище он ТАК читал "Мцыри", что преподаватели плакали...
Тонкий и ранимый, легкий и нежный, надломленный и в то же время веселый. В его глазах всегда была какая - то боль, даже когда она смеялся..
Иронично - грустный Олег Даль мог бы сыграть столько ролей, если бы...
А кто знает, что было бы с ним, живи он сейчас? Сейчас принято говорить: " Великий актер", "Великая актриса". Даль может быть и не был Великим, но он был Единственным на сцене и в кино.
Из дневников Олега Даля:
Самое лучшее теперь время для меня — бессонница. Я могу жить своей жизнью. Я стал чуть-чуть выпивать. Это плохо для работы, но хорошо для души. Работа не приносит мне удовольствие. Мне даже странно, что когда-то я считал ее для себя всем. Вернее, она заменяла мне все. Вернее, все было в ней. Было. Работа осталась, а все, что ее наполняло, умерло. Или ушло. Или переродилось. Вот и верь диалектике. Содержание исчезло, а форма осталась.
Он был вечно ищущий, неугомонный, противоречивый. Он торопился жить, его постоянно мучили сомнения.
Но что было бесспорно - он был гением! И это даже признавали те, кто его не любил.
Например, он дико не любил фильм "Земля Санникова", так как проникновенную песню "Есть только миг", дали спеть Олегу Анофриеву, а не ему. Он считал, что мог спеть намного лучше...
За несколько лет до своего ухода он писал в дневнике, что хочет наконец - то " завязать" с алкоголем. Он пробовал.. И по совету Владимира Высоцкого " зашивался". Хватило меньше , чем на два года. После срыва он опять хотел, чтобы Высоцкий помог вызвать своих врачей и повторить процедуру. Но летом 1980 года Владимира Семёновича не стало.
Смерть Высоцкого сильно подкосила его. На его похоронах Олег Даль сказал, что следующим будет он...
Нет, Даль и Высоцкий не были друзьями, их даже приятелями не назовешь. Но между ними была какая - то невидимая связь, какой - то нерв. Они понимали друг друга без слов.
Из дневников Олега Даля:
"Октябрь, 1980. Стал думать часто о смерти. Удручает никчемность. Но хочется драться. Жестоко. Если уж уходить, то уходить в неистовой драке. Изо всех оставшихся сил стараться сказать все, о чем думал и думаю. Главное-сделать!"
Олег Даль не хотел умирать. Он всеми силами держался за эту жизнь, какой бы дряной она ему не казалась. У него были планы поставить свой спектакль, сыграть такую роль, чтобы прям до "мурашки были по коже" были у всех...
А он такую роль и сыграл. Это Зилов. Его сильно подкосила история с фильмом « Отпуск в сентябре». В которой он (по сути) играл сам себя.
Из дневников Олега Даля:
"80. КОНЕЦ ДЕКАБРЯ…
Все, что со мной произошло, страшно!!! Нет, это не болезнь. Это распущенность. Дикая, буйная, безобразная. Еще не поздно… Одуматься или задуматься — мало… Борьба с собой, не на жизнь, но на СМЕРТЬ! Это не фигурально (N.B.)"
Почему-то в День рождения любимого актера не хочется банального пересказа его биографии.