Найти тему
till the end

Артхаус 0+ или 10 фильмов, с которых стоит начать знакомство с жанром

Оглавление

Предлагаю выйти за грани привычных сюжетов и познакомиться с «фестивальным» жанром – артхаус.

Кинематограф в жанре артхауса может значительно отличаться от привычных нам сюжетных линий и идей, которые встречаются в жанровом кинематографе. И даже имея желание узнать его ближе, можно начать со слишком сложной работы и вместо удовольствия от знакомства с удивительной картиной мира режиссера, получить неверное впечатление о фильме как о слишком тяжеловесном и утомительном.

Постарайтесь быть максимально непредубежденными, отложите в сторону любые представления о том, каким должен быть фильм. Поверьте, он может быть странным, экспериментальным и тягучим, в то же время оставаясь невероятно интересным и захватывающим.

Хватит довольствоваться избитыми приемами и тоннами клише. Будем знакомиться с жанром, который откроет для вас кино таким, каким вы его еще не видели. А благодаря этой подборке, знакомство пройдет максимально гладко.

2001 год: Космическая одиссея (2001: A Space Odyssey)

1968, режиссер Стэнли Кубрик

В этом фильме повествование построено в основном на визуальных элементах и музыке. Это своего рода медитация и цель не в том, чтобы угодить зрителю, а в том, чтобы вдохновить и усилить восприятие от происходящего на экране.

Этот фильм говорит нам: мы стали людьми, когда научились думать. Наш разум дает нам инструменты, чтобы понять, где мы живем, и кто мы есть. Теперь пришло время перейти к следующему шагу и узнать, что мы живем не на только планете, но и среди звезд, и что мы не только плоть, но и разум.

Таксист (Taxi Driver)

1976, режиссер Мартин Скорсезе

-2

Ветеран войны пытается приспособиться к обычной жизни. Неспособный на нормальные отношения, он становится одиночкой и ночным странником и решает спасти невинную молодую девушку от образа жизни, который оскорбляет его личные предрассудки.

Абсолютное одиночество — лейтмотив, наверное, одного из лучших и самых сильных фильмов Скорсезе. Мы все когда-либо чувствовали себя так же одиноко, как главный герой, большинство из нас просто лучше справляются с этим.

Тетро (Tetro)

2009, режиссер Френсис Форд Коппола

-3

Это, возможно, самый автобиографический фильм, который снял Фрэнсис Форд Коппола. Как он сам сказал об этом на премьере в Каннах: «Ничего из этого не происходило на самом деле, но все это правда».

Очень театральный, визуально насыщенный, несмотря на отсутствие цвета, одновременно ретроспективный по содержанию и дальновидный по форме — это фильм о любви, амбивалентности и двух братьях, бегущих из тени своего властного отца, раскрывая истинные чувства через свою автобиографию.

Шепоты и крики (Viskningar och rop)

1972, режиссер Ингмар Бергман

-4

Невероятно красивый фильм, который предлагает зрителю задуматься о природе человека. История о примирении со смертью, о том, может ли она сблизить тех, кто стал чужими и о том, что когда окружают страх, боль и ненависть, единственное спасение — это самоотверженная любовь.

Сказочный и сюрреалистичный фильм воздействует непосредственно на душу, а не на разум. Яркие сцены из этого фильма и тревожные чувства, которые они вызывают, останутся с вами еще надолго после того, как 90 минут фильма истекут.

Безумный Пьеро (Pierrot le Fou)

1965, режиссер Жан-Люк Годар

-5

Фильмы Жана-Люка Годара всегда отражают время, в которые они были сделаны, и обладают острой, даже поразительной способностью разбудить в зрителе желание к самопознанию. Но поднимаемые им темы настолько велики и всеобъемлющи, что неудивительно, что они кажутся вечными.

Этот фильм критики прозвали «экзистенциальными Бонни и Клайдом» — приключение влюбленных в бегах, которое кажется легким и лирическим, но деле оказывается задумчивым и мрачным.

Более странно, чем в раю (Stranger Than Paradise)

1984, режиссер Джим Джармуш

-6

Этот фильм снят серией непрерывных кадров — мы наблюдаем за сценой, и когда она заканчивается, экран становится черным, после чего нас ждет следующая сцена. Это не уловка режиссера, а визуальный эквивалент невозмутимости персонажей фильма, которых совсем не просто чем-либо взволновать.

Это не похоже ни на один другой фильм, который вы видели, и все же он будто бы вам знаком. Кажется, повествование никуда не движется и, в то же время, известен каждый следующий шаг. Это постоянный, почти калейдоскопический опыт открытий, и пока мы пытаемся выяснить, о чем же этот фильм, он просто продолжает неуклонно двигаться вперед, исчезая и проявляясь, сцена за сценой.

Резня (Carnage)

2011, режиссер Роман Полански

-7

Несмотря на говорящее название, в кадре не прольется ни капли крови. Мы уже видели эту драматическую траекторию прежде, когда отточенная вежливость неуклонно скатывается к грязным проклятиям, однако в данном случае, дело не в сюжете, а в самом представлении.

Фильм о том, что хорошие манеры зачастую поверхностны, что найти в себе сострадание и прощение очень непросто, и что, когда речь заходит о вашем сыне и моем сыне, я буду считать, что мой сын прав, а ваш, ну, возможно, маньяк-убийца.

Танцующая в темноте (Dancer in the Dark)

2000, режиссер Ларс фон Триер

-8

Это фильм, к которому сложно относиться однозначно. Кто-то будет восхищен, в то время как другие будут презирать его. Однако это тот случай, когда стоит дать второй шанс.

Вам нужно позволить просмотренному «улечься» в вашем сознании, после чего посмотреть его снова и увидеть, что пытался сделать фон Триер. Дав «обет целомудрия» в своем знаменитом манифесте «Догма-95», в котором содержится призыв сделать фильмы более правдивыми, используя лишь ручные камеры и естественное освещение, он лишает себя современных методов съемки. «Танцующая в темноте» — это смелый возврат к основам кинематографа, к героям и злодеям, благородным жертвоприношениям и подлым предательствам. Относительно грубые визуальные решения подчеркивают отказ фильма от не требующего усилий модернизма.

Андрей Рублев

1966, режиссер Андрей Тарковский

-9

Этот фильм был важным этапом в творческом развитии Тарковского на пути к совершенствованию его кинематографической философии. Это не философская пьеса, в отличие от других работ режиссера. Безусловно, этот фильм снят в неповторимом поэтическом стиле, со множеством длинных дублей, но в первую очередь «Андрей Рублев» — это историческая эпопея.

Будьте готовы к игре режиссера со звуком и тишиной, почти оглушительной тишиной. В этом есть что-то призрачное, что-то травмирующее, как будто взрыв насилия оглушает не только героев картины, но и нас, зрителей. Минимизируя звук, замедляя звуковые эффекты, он временно дезориентирует нас, еще глубже погружая в события на экране.

Весна, лето, осень, зима... и снова весна

2003, режиссер Ким Ки Дук

-10

Это тот случай, когда впечатление о фильме можно и уместить в одном абзаце, и в то же время обсуждать его часами.

Всё действие происходит внутри и вокруг небольшого дома, плавающего на плоту посреди озера, и внутри этого пространства содержится жизнь, вера, развитие, любовь, ревность, ненависть, жестокость, тайна, искупление ... и природа.

Главный герой в этом фильме — жизнь, а антагонисты — время и изменения. Но не все так просто, ведь чтобы оставаться действительно живым, необходимо договариваться с обоими сторонами.