На протяжении всей моей клубной практики очень серьезную часть программы составляли ансамбли из ближнего зарубежья, как теперь это называется. Раньше бы мы сказали, - из союзных республик.
Музыканты из Украины и Белоруссии всегда отличались музыкальностью и оригинальностью материала. Большая часть из них пела на русском языке, и мало кто задумывался о том, что вряд ли этих артистов с полным основанием можно считать русскими. Хотя большую часть своих концертов они давали именно в России и были очень любимы нашей публикой.
События последних лет изменили музыкальный ландшафт наших клубов. Конфликт с Украиной привел к тому, что большая часть артистов не смогла поступиться своими принципами и на время отказалась от гастролей в Россию. Это самое "на время" длится и до сих пор. Часть любимых украинских ансамблей за эти годы успела прекратить свое творческое существование. Часть продолжает играть, но за пределами нашей страны. Надежда на то, что наши музыкальные отношения восстановятся и ребята приедут вновь, не умирает. Мы их ждем с нетерпением и любовью.
Сегодня я расскажу о нескольких ярких коллективах, с которыми я имел возможность неоднократно сотрудничать. Хотя бы скачайте их записи и послушайте, что они делают.
1. Dakh Daughters.
Исключительно девичий ансамбль, который можно назвать артистическим кабаре. Артистки отпочковались от коллектива Dakhabrakha, который в свою очередь возник на базе знаменитого авангардного театра Dakh, наверное самого интересного проекта, который возник в Киеве в начале нулевых. Театр был создан энтузиастом и бизнесменов Владом Троицким и, помимо перформансов и концертов, организовывал ежегодный "Гоголь-Фест". На территории Восточной Европы это самая разухабистая и полная живой энергии затея. Если Dakhabrakha экспериментировал с сочетанием народной музыки и современных стилей (электроника, хип-хоп, авангард), то Dakh Daughters пошли по пути соединения стилистики кабаре и ответного панк-рока.
Девушки играют на разных инструментах, в процессе исполнения меняясь ими. Они все чудесно и многоголосно поют, наряжаются в яркие костюмы и превращают каждое свое выступление в настоящий музыкальный спектакль. Их очень любят в Европе, где они постоянные гости. Очень полюбили и у нас, но сыграть в России они успели всего несколько концертов. Последний, перед началом конфликта, мы сделали на малой сцене музея Эрарта.
2. "И друг мой грузовик"/"Вагоновожатые"
Трио, соединяющее хард-кор, супруги и прыткий джаз с полурэп-скороговоркой фронтмена Антона Слепакова. Тексты их, если конечно успеваешь за ними уследить, полны хармсовского абсурда и лиричной иронии. На самом мощном их альбоме отметилось множество петербургских музыкантов, в том числе часть группы "Ленинград". Мы привозили их неоднократно, еще под вывеской "Грузовиков".
Однако, после обострения русско-украинских отношений, идейные музыканты решили прекратить гастроли в нашу страну. И пока мы их ждали к себе снова, успели поменять состав и переименовать в "Вагоновожатые". Вместе со сменой названия, несколько изменилась и музыка.
Ребята ушли от лаконичного инструментария первого проекта и стали звучать богаче. Но основа их музыки и слов все также легко идентифицируется и втягивает в себя с невероятной убедительностью.
3. LюK.
Группа, которая, к сожалению, уже распалась, в свое время очень пришлось по вкусу русской публике. В своем творчестве они соединяли трип-хоп, рок и альтернативный поп.
Запоминающиеся мелодии, европейского уровня аранжировки и очень запоминающийся женский вокал - безупречно действующий рецепт для многих мировых коллективов. И в этом смысле украинская группа очень уверенно встала в этот смысловой ряд.
4. Pur:Pur.
Я помню, как делал их самый первый концерт в Петербурге. Профессиональные музыканты, работающие в разных украинских проектах, играли очень "качовую" музыку с закосом под трип-хоп. Но главной в группе была тонкая и стеснительная девушка Наташа, сочиняющая немного наивные песни с запоминающимися мелодиями. Если я правильно помню, с тех пор в России группа появлялась крайне редко. И так и осталась в моей памяти тем робким и трогательным проектом, каким она была в самом начале. Однако, недавно я решил посмотреть, как поживает этот проект.
И удивился, насколько трансформировалась музыка группы, а главное, подача и образ вокалистки. На первый взгляд, она как-будто немного сошла с ума. А на самом деле, пошла тропами Bjork и Жанны Агузаровой. Безумные и фантастические костюмы, вокал, исследующий параллельные реальности, и музыка, уверенно поспевающая за всеми этими переменами. как минимум, это очень любопытно. И способно многих слушателей затянуть в свои сети по самое не хочу.
5. Younnat
Проект одного из участников распавшихся LюKов, о которых я написал чуть выше, Олега Сердюка. Это исключительно электронный танцевальный проект, исполненный в традиция лэйбла Ninja Tune, то есть набитый под завязку кривыми и изломанными ритмами. Музыка проекта востребована и в Европе и в Японии, однако самое примечательное в ней - это ее живое исполнение. Здесь Олег расстарался на славу и придумал особенный способ управления своими компьютерами и синтезаторами. В качестве контроллеров он решил использовать самые невероятные устройства - розетки и штепсели, телевизионные антенны, руль от игровой приставки и обыкновенные лампочки.
Таким образом, концертное исполнение его музыки превращается в зрелищное и высокотехнологичное шоу, сохраняющее при этом полное ощущение аналоговости. Зритель словно попадает в лабораторию безумного ученого и ему остается лишь, открыв рот, следить за научным экспериментом, проводящимся у него на глазах.
Я рассказал очень кратко и очень вскользь лишь о нескольких замечательных проектах из Украины. Список этот, разумеется можно дополнять бесконечно. Но главное, о чем следует помнить, - музыка, как и любое из искусств - это универсальный язык. И это язык мира, не знающий границ. Рано или поздно эта истина будет осознана всеми и прежний музыкальный порядок обязательно восстановится. А пока - слушайте и наслаждайтесь.