Найти в Дзене
Папа тинейджера

Генералиссимус Суворов и НЛП: как быть с детьми- «немогузнайками»

Великий русский полководец Александр Суворов терпеть не мог ответ «не могу знать» и боролся с «немогузнайством» везде и всюду, без оглядки на чины и звания. Прознав про это, солдаты суворовской армии, не желая навлекать на себя гнев военачальника, стали проявлять чудеса изобретательности (или, как сказали бы нынче – креативности). Как-то раз Суворов подозвал к себе солдата и спросил (явно не без задней мысли): - Далеко ли до луны, братец? Солдат незамедлительно отчеканил: - Два суворовских перехода! В другой раз Александр Васильевич, обходя ночью свой лагерь, поинтересовался у часового: - Скажи, служивый, сколько звезд на небе? Спрошенный поначалу оробел, но, помня про отношение фельдмаршала к «немогузнайкам», ответил: - Сейчас сочту, ваше высокопревосходительство! И в самом деле стал загибать пальцы: - Одна, две, три, четыре… Находчивость суворовских солдат всякий раз приходит мне в голову, когда я в телефонном (а то и обычном) разговоре с дочерью на свои вопросы о её
Александр Васильевич Суворов терпеть не мог  ответа "не  могу  знать"
Александр Васильевич Суворов терпеть не мог ответа "не могу знать"

Великий русский полководец Александр Суворов терпеть не мог ответ «не могу знать» и боролся с «немогузнайством» везде и всюду, без оглядки на чины и звания. Прознав про это, солдаты суворовской армии, не желая навлекать на себя гнев военачальника, стали проявлять чудеса изобретательности (или, как сказали бы нынче – креативности). Как-то раз Суворов подозвал к себе солдата и спросил (явно не без задней мысли):

- Далеко ли до луны, братец?

Солдат незамедлительно отчеканил:

- Два суворовских перехода!

В другой раз Александр Васильевич, обходя ночью свой лагерь, поинтересовался у часового:

- Скажи, служивый, сколько звезд на небе?

Спрошенный поначалу оробел, но, помня про отношение фельдмаршала к «немогузнайкам», ответил:

- Сейчас сочту, ваше высокопревосходительство!

И в самом деле стал загибать пальцы:

- Одна, две, три, четыре…

Находчивость суворовских солдат всякий раз приходит мне в голову, когда я в телефонном (а то и обычном) разговоре с дочерью на свои вопросы о её делах слышу ответ «не знаю». (Уважаемые родители, вспомните, как часто подобный ответ вы слышите от своих чад – тинейджеров?) Этот ответ, помимо понятного раздражения, всегда вызывал у меня желание найти способ получить в ответ что-то содержательное, и я с грустью вспоминал о Суворове и его методах. Но, поскольку мне до Александра Васильевича во всех отношениях далеко (к тому же я не сторонник «жестких» методов воспитания), пришлось придумывать другие методы. Один из них я почерпнул в НЛП.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) - направление в психотерапии, разработанное в 1970-х годах американцами Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером. Было популярно до 1990-х годов, после чего сошло на нет.

Классики НЛП о человеческом выборе

Три и  больше вариантов  выбора - показатель свободы
Три и больше вариантов выбора - показатель свободы

Как бы ни относиться к НЛП, рациональное зерно в нем есть. Во всяком случае, мне очень нравится фрагмент одной из книг Бэндлера и Гриндера, посвященный возможности человеческого выбора. Суть его сводится к следующему:

  • Если у человека нет выбора – это труп;
  • Если только один выбор – это запрограммированный робот;
  • Если два выбора – это буриданов осёл;
  • И только если у человека есть три и более выборов – он по-настоящему свободен.

Услышав очередное «не знаю» дочери, я предложил ей всякий раз, перед тем как прибегать к своей излюбленной формулировке, сначала вспомнить приведенный выше совет классиков НЛП и его использовать. Не могу сказать, что это «лекарство» возымело радикальное действие, но, во всяком случае, «не знаю» я стал слышать гораздо реже.

Фото из открытых источников

Понравилась статья? Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал, рекомендуйте друзьям и знакомым.