Китай привык доминировать. Тем, кто не знаком с китайской историей, в это сложно поверить, однако на протяжении многих веков Китай был одной из сильнейших стран на планете. Политическая мысль Китая формировалась в условиях, отличающихся от европейских. Китай на протяжении веков был единственным мощным государством, с политической, военной и экономической силой которого не могла тягаться ни одна соседняя страна. Самой серьёзной угрозой для Китайской империи были коалиции племён и государств, наносившие огромный урон стране в периоды её политической слабости, поэтому развитие получила одна из форм балансирования, сутью которой было разрушение враждебных коалиций изнутри.
Теперь, оказавшись уже не гегемоном, а возвышающейся страной, противостоящей действующему мировому лидеру, Китай столкнулся с необходимостью выработки новой стратегии. Одни китайские учёные утверждают, что Китаю необходимо попытаться избежать столкновения с Соединёнными Штатами, сглаживая углы и не идя на конфликт. Другие учёные полагают, что мирное противостояние между КНР и США даже желательно, так как оно будет полезно обоим государствам, но при этом чрезвычайно важно не допустить войны.
Обе группы учёных сходятся в одном — открытый конфликт не нужен Пекину. Так каким образом Китаю избежать Ловушки Фукидида? На сегодняшний день одной из самых проработанных теорий, отвечающих на данный вопрос, является теория «морального реализма», разработанная Янь Сюэтуном. Создавая её, он стремился ответить на ключевой вопрос – как будет происходить трансформация международной системы в условиях возвышения Китая, которое неизбежно ведёт к столкновению между КНР и США. Второй вопрос, на который он стремился ответить – может ли Китай достичь своих целей мирным путём.
Янь Сюэтун, исследовавший «Пре-циньские размышления китайцев о международных отношениях», утверждает, что ситуация в современном мире похожа на ту, которая была в Китае периодов «Вёсен и Осеней» и «Сражающихся царств». Он проводит параллели между США после «холодной» войны и династией Западная Чжоу, чья гегемония в итоге рухнула. Однако на этом аналогия перестаёт действовать. Тот исторический период в Китае характеризовался непрерывными войнами. Сегодня, считает Янь Сюэтун, война между США и Китаем невозможна, поскольку лидеры обоих государств понимают, что использование ядерного оружия приведет к катастрофическим последствиям, и победителей в такой войне не будет. Выход, который предлагает китайский учёный, – политическое противостояние. КНР должна выработать политику, соответствующую нормам морали, что выгодно бы отличало Китай от США и помогло ему стать лидером.
Выделяя три типа власти – тиранию, гегемонию и моральную власть – он утверждает, что США являются классическим гегемоном, а Китай должен стремиться получить власть, опираясь на моральный авторитет. При всех трёх типах власти государства опираются на военную силу, но только моральная власть обеспечивает легитимность применения силы. Для этого КНР прежде всего должна отказаться от принципа «не вхождения в союзы» (不结盟战略) и сформировать свой блок поддерживающих его государств. Затем необходимо нарастить военную мощь и начать проводить более активную внешнюю политику, но ограниченную моральными нормами.
Янь Сюэтун отмечает, что нормы нужны не столько для управления, сколько для сдерживания других государств и принуждения их к мирному поведению. Сегодняшние международные нормы не могут обеспечить мир и стабильность, поэтому китайский учёный отмечает, что такая моральная власть должна сама разрабатывать и внедрять столь необходимые новые нормы. Для создания новых международных норм существует три способа. Первый: «Сделать себя примером», то есть сделать себя образцом для всего мира. Второй: «наказать тех, кто нарушает нормы»; и третий: «защищать и поощрять тех, кто соблюдает нормы». Если государство не может достичь своей цели, просто подавая пример, тогда приемлем второй подход.
Остаётся ещё вопрос — а в курсе ли сами чиновники, принимающие решения, что есть такая теория? Как учёные могут достучаться до сильных мира сего? Сам Янь Сюэтун считает, что существует три способа влияния экспертов на формирование внешней политики в КНР[1]. Первый — это персональный контакт некоторых экспертов с политиками. Второй – академические публикации, вызывающие научные дискуссии и споры. Третьим способом является участие в закрытых совещаниях, на которые приглашаются наиболее известные учёные. В ходе подобных дискуссий университеты и аналитические центры оказывают влияние на принимаемые решения.
[1] Yan Xuetong on Chinese Realism, the Tsinghua School of International Relations, and the Impossibility of Harmony. Theory Talks. http://www.theory-talks.org/2012/11/theory-talk-51.html