«Невероятное», 2019
США, соз. Сюзанна Грант
18-летняя Мари подаёт заявление в полицию, утверждая, что она подверглась сексуальному насилию со стороны незваного гостя в своем доме, но отсутствие весомых улик и трудное прошлое девушки заставляет следователей усомниться в её рассказе и запустить в ход дело о ложном обвинении. Спустя три года в другом американском штате, работая над отдельными случаями изнасилования, две женщины-детективы сталкиваются друг с другом и понимают, что преследуют одного и того же человека.
К сожалению, это не просто синопсис прошлогоднего хита от Нетфликс, но и реальная история, изложенная в статье независимых журналистов «An Unbelievable Story of Rape» (Пулитцеровская премия) о серии изнасилований в штатах Вашингтон и Колорадо между 2008 и 2011 годами. Адаптированный Сюзанной Грант (сценаристка «Эрин Брокович») и Лизой Холоденко (шоураннер «Что знает Оливия?») сериал «Невероятное» разворачивается в течение двух временных линий: драматическая — Мари Адлер в 2008, детективная — Карен Дюваль и Грейс Расмуссен в 2011.
Реальность, с которой сталкивается «Невероятное», заключается в том, что последствия сексуального насилия могут быть столь же травматичными (или более тяжелыми), чем сами нападения. То, что мы наблюдаем в первом эпизоде, — это жертва. После того, как Мари проходит вереницу сухих допросов и тотальный физический осмотр, её история подвергается сомнению, а два детектива заставляют её лгать о том, что она придумала эту историю. Это печальная правда, открываемая из серии в серию: с жертвами иногда обращаются как с преступниками.
Продолжая историю борьбы Мари, во втором эпизоде мы переносимся на 3 года вперёд и попадаем в уже знакомую ситуацию: место изнасилования без улик, следов взлома и проникновения, единственное — это травмированная жертва, пытающаяся справиться с худшим кошмаром в её жизни. Но у детектива Карен Дюваль совсем другой подход, отличающий её от коллег-мужчин в другом штате. По счастливой случайности она обнаруживает, что её случай поразительно похож на другой, расследованием которого занимается Грейс Расмуссен из соседнего округа. Две женщины объединяются и полностью погружаются в неустанную решимость раскрыть ряд преступлений.
Однако «Невероятное» выделяется из многих настоящих криминальных драм тем, что здесь отсутствует игра в кошки-мышки между добром и злом. Создатели тратят мало времени на человека, ответственного за совершение этих злодеяний а уделяют сюжет жертвам: их истории, их реакции, их стремление к справедливости. Некоторые хотят просто притвориться, что этого никогда не было и вернуться в привычное русло, другие медленно разваливаются — все они навсегда остались с глубокими шрамами.
Откровенно говоря, весь актерский состав потрясающий, но сериал принадлежит лишь трём героиням. Они редко играют боль или страдание, но их всплески эмоций будоражат, а Кейтлин Девер в роли Мари и вовсе выдаёт разрушительную и тонкую игру, доказывая волю её персонажа к выживанию. После яркого появления в дебютном фильме Оливии Уайлд «Образование» и первых крупных номинаций за «Невероятное», Девер становится одной из самых интересных актрис молодого Голливуда.
Мерритт Уивер и Тони Коллетт превосходны здесь как чуткие, но одержимые детективы, чьи ментальные нити натянуты до предела расследованием, которое накапливает улики, но не дает никаких подозреваемых. Странная пара демонстрирует удивительную химию на экране, чья феминистская приверженность защищать других женщин — независимо какой ценой — выглядит совершенно очаровательно.
По мере того как эти истории пересекаются и подходят к горько-сладкому финалу, мы начинаем понимать название: невероятная и отвратительная картина насилия; невероятные махинации патриархальной полицейской системы; и в конечном счете невероятно то, что насильнику так долго сходили с рук его преступления. «Невероятно» — захватывающая и мучительная история о травме и разрушительном воздействии, которое изнасилование может оказать на человека, а также яркое напоминание о том, как система и общество могут погубить жертву.