Найти в Дзене
AstroGeorge

Армения-2013: на выcоте фонит

Оглавление

В том году я решил продлить себе лето и в очередной раз посетить Армению, навестив родственников и друзей. В конце сентября в Питере был дождь и сырость, а в Ереване было тепло и даже жарко, в полдень доходило до +28 (я ходил в летней одежде), хотя по утрам тоже было прохладно. В октябре в Ереване – как у нас в августе. Так что октябрь в Ереване можно считать летним месяцем.

По пути

Попасть из России в Армению наземным транспортом не так просто, как может показаться. Она не имеет с Россией общей границы. Из четырёх своих соседей Армения имеет открытые границы только с Грузией и Ираном. Границы с Азербайджаном (включая Нахичевань) и с Турцией закрыты. Граница с Азербайджаном представляет собой линию фронта - туда вообще не надо соваться. Турецкая граница тоже сильно охраняется, хотя говорят, что за взятку иногда можно пролезть.

Из Еревана через Грузию, в Москву, в Петербург и ряд других российских городов ходят автобусы. Ближайший к Еревану крупный российский город – Владикавказ – оттуда, по словам знающих жителей Еревана, идёт довольно много маршруток и автобусов в Тбилиси и в Ереван. В 2000-х годах гражданам России для попадания в Грузию требовалась виза. На момент моей поездки, по некоторым данным, всё обходилось простым штампом в загранпаспорте.

Поездка до Еревана на пассажирских поездах с пересадками в Баку и Тбилиси теоретически возможна, но от Петербурга займёт не менее четырёх суток и не имеет смысла — проще и дешевле лететь самолётом.

К тому же легально попасть в Азербайджан не могут граждане Армении (независимо от национальности) и граждане любой другой страны мира (в том числе и Турции, которую в Азербайджане воспринимают как "старшего брата"), если они имеют армянскую фамилию или имя. Разворот на азербайджанской границе граждан России, Грузии, Турции и других стран с «неправильными» фамилиями случается регулярно.
Нелегальное попадание в Азербайджан совершить легко, особенно из Грузии — граница там охраняется слабо. Но в случае поимки человека армянской национальности в Азербайджане он в самом лучшем случае будет посажен в тюрьму и вернётся на свободу через несколько месяцев. В худшем — будет убит после жестоких пыток. Типичный случай, имевший место осенью 2010 года: житель армянского села, находящегося вблизи границы с Азербайджаном, пытался вернуть коров, ушедших на сопредельную сторону, был пойман азербайджанцами, заключён в тюрьму и «покончил жизнь самоубийством» в тюремной камере (в Армении никто не сомневается: на самом деле был зверски убит). Улучшения отношений Армении с Азербайджаном в ближайшее десятилетие ожидать не стоит. Отношения Армении с Турцией не являются открыто враждебными — в Армении много турецких товаров, на дорогах часто встречаются грузовые машины и автобусы с турецкими номерами, многие армяне посещают Турцию, в т.ч. Анталию. Из Еревана существуют прямые автобусы и авиарейсы в города Турции. Однако общая наземная граница закрыта — сообщение ведётся через Грузию. - источник

Авиабилеты в Ереван дорогие. Попадание в Армению из Северо-Запада России обычно стоит дороже, чем перелёт оттуда же в центральную и южную Европу. Обычная цена билета Санкт-Петербург — Ереван — Санкт-Петербург в сентябре 2013г. составляла 15-18 тысяч рублей. Билет в одну сторону стоил 8-10 т.р. Аналогичной была цена и из других городов. Рейсы Сочи — Ереван и МинВоды – Ереван были тоже очень дороги (порядка 6-7 т.р. в одну сторону, если учесть необходимость попадания в Сочи, это не даёт экономии). Иногда, особенно зимой, можно найти спецпредложения авиакомпаний: Санкт-Петербург — Ереван — Санкт-Петербург за 6-10 тысяч рублей.

Мне удалось купить электронные билеты на 28-е сентября туда и 8 октября обратно с применением накопительной скидки одного из банков, карточкой которого я пользуюсь. В итоге маршруты Санкт-Петербург — Москва — Ереван и Ереван — Москва — Санкт-Петербург обошлись в сумме около 9800 рублей. Это почти вдвое меньше обычной цены, так что билет обратно стал для меня почти бесплатным. Уже вернувшись из Еревана, узнаю, что открыты ещё более выгодные предложения: прямой билет до Еревана на ближайшие дни в одну сторону всего за 7 тыс. рублей (вместо 10 тыс.) со всеми сборами…

Утром 28 сентября выезжаю в аэропорт «Пулково-1», предварительно распечатав электронный посадочный талон (в авиакомпании «s7» есть такая возможность - пройти электронную регистрацию и, распечатав на домашнем принтере посадочный талон, отправиться с ним в аэропорт). Электронную регистрацию я прошёл, чтобы получить место у иллюминатора.

На высоте фонит

Южные районы Питера. Слева направо: районы Средняя Рогатка, Звёздное, южное Купчино.
Южные районы Питера. Слева направо: районы Средняя Рогатка, Звёздное, южное Купчино.

Для меня полёт представлял интерес ещё сам по себе – не каждый день даётся возможность фотографировать с самолёта города, облака, горы и ставить «научные» эксперименты. В самолёт я взял дозиметр (прибор для измерения радиации), планшет с GPS-навигатором и барометрический высотомер. Обычно не приветствуется использования электроники на борту, особенно при взлёте - рекомендуется её выключить или включать авиарежим. Это связано с тем, что помехи, создаваемые ею, мешают работе навигационного оборудования самолёта. Сведения о «законности» использования навигатора на борту самолёта противоречивы, одни авиакомпании допускают его, другие нет. Другая электроника, которой я пользовался (дозиметр, высотомер), не создаёт существенных помех, т.к. не являются приёмо-передающими устройствами. Вся «лишняя электроника» у меня была отключена, а в планшете включил авиарежим и сделал настройки для уменьшения энергопотребления (а значит и излучения), сим-карта не использовалась.

Удалось произвести некоторые измерения. Радиацию на высоте 10 километров я зафиксировал на уровне от 161 до 253 мкр/час независимо от времени суток (летел днём и поздно вечером) – до 15-20 раз выше обычной нормы (15-20 мкр/час). Причём радиация начинает подскакивать, как только перелетели облака, начиная примерно с высоты 6-7 км. Минимальное давление в салоне самолёта составляло 788 мбар, что соответствовало высоте подъёма 2140м н.у.м. В рейсе Москва-Петербург давление соответствовало 1400 м н.у.м. Маскимальная высота составляла 10,4-10,7 км, средняя скорость 680-750 км/час. Маршрут в Москву пролегал над Киришами, Боровичами, Удомлей, Дмитровом и Мытищами. Перед посадкой в Домодедово самолёт обогнул с востока Москву (не пересекая МКАД), сделал круг, совершил заход с юга и посадку.

Дозиметр показывает радиацию 2,21 мкЗв/ч (221 мкр/ч), а барометрический высотомер показывает давление в салоне, соответствующее высоте 2095 м н.у.м. Навигатор указывает текущее местоположение и скорость.
Дозиметр показывает радиацию 2,21 мкЗв/ч (221 мкр/ч), а барометрический высотомер показывает давление в салоне, соответствующее высоте 2095 м н.у.м. Навигатор указывает текущее местоположение и скорость.
В Домодедово прохожу паспортный и таможенный контроль и затем около часа жду рейс в Ереван. И вот он. Задержки вылета не было, самолёт почти полостью состоял из армян.
В Домодедово прохожу паспортный и таможенный контроль и затем около часа жду рейс в Ереван. И вот он. Задержки вылета не было, самолёт почти полостью состоял из армян.
Южные районы Москвы. Вскоре после вылета из Домодедово.
Южные районы Москвы. Вскоре после вылета из Домодедово.

После вылета из Домодедово снова измерил радиацию (макс. 253 мкр/час) и сделал несколько красивых снимков облачных полей. Удалось снять заход солнца и впервые - звёздное небо с борта самолёта! Полёт проходил непосредственно над Липецком, Волгодонском, параллельно трассе «Дон». После пересечения Большого Кавказского хребта наступили астрономические сумерки. Примерно над Южной Осетией самолёт начал снижаться. Над Грузией маршрут проходил между городами Гори и Хашури. Пролетев Грузию, стали видны огни Гюмри а затем многочисленных сёл, опоясывающих Ереван. В иллюминаторе видна старая бетонная взлётная полоса и засохшая трава в полумраке. И главное — башня в центре круглого здания и армянские флаги. Как сообщил командир экипажа, температура +22 градуса — нормально для этого времени.

 Облачные поля.
Облачные поля.
Вечернее небо сразу после заката. Видны огни городов и посёлков. Яркая звезда слева – Венера. Это первое моё астрофото из самолёта. Снято над Ростовской обл.
Вечернее небо сразу после заката. Видны огни городов и посёлков. Яркая звезда слева – Венера. Это первое моё астрофото из самолёта. Снято над Ростовской обл.

Расстояние от Петербурга до Еревана через Москву составляет 2480 километров (690 километров Пулково — Домодедово, 1790 км — Домодедово — Звартноц). На прямом рейсе Петербург-Пулково — Ереван-Звартноц расстояние составляет 2 450 километров, 3,5 часа полёта.

Аэропорт Еревана современный, с телескопическими трапами. В «Пулково-1» телескопических трапов нет до сих пор, но они появятся после скорого открытия нового терминала. Непосредственно из самолёта пассажиры попадают на второй этаж здания аэровокзала, спускаются на первый этаж, где проходят паспортный контроль.

Каждому прибывшему в ереванский аэропорт на линии пограничного контроля ставят печать в загранпаспорт. То же самое происходит и при вылете. Сотрудник пограничной службы – молодой парень спросил, мол, по работе ли я еду, и был очень удивлён, когда я сказал ему, что еду навестить родственников и друзей.

Больше фотографий

Продолжение следует

Часть 2