Судя по сохранившимся до наших времен памятникам, и по исследованиям учёных, в Древнем Риме живопись была, в основном, монументальной, то есть, неразрывно связана с архитектурой. На её развитие (как и на развитие многих других областей римского искусства) оказали значительное влияние культура этрусков, а затем, Древней Греции (о древнегреческой живописи можно прочитать здесь).
Самыми распространёнными видами живописи стали фре́ска, темпера или энкаустика (техники росписи по штукатурке), украшающая стены общественных сооружений, жилых домов и дворцов,
а также моза́ика, применяющаяся очень широко (особенно интересны мозаичные полы древнеримских зданий).
Образцы римской живописи дошли до нас в малом количестве. Однако история сделала искусствоведам поистине бесценный подарок. 4 августа 79 года нашей эры произошло сильнейшее извержение вулкана Везувий, который находится на юге Италии, в нескольких километрах от современного Неаполя.
В результате этого природного катаклизма были уничтожены портовые древнеримские города Помпе́я и Геркула́нум. Их засыпало многометровым слоем вулканического пепла, так они оказались словно «законсервированными» в том виде, в котором их застала катастрофа, почти на два тысячелетия.
Лишь в 19 веке начались раскопки и научные исследования этих городов, которые продолжаются до сих пор. Они дают уникальные материалы, свидетельства культуры и сведения о быте, нравах, устройстве городов и искусстве Римской Империи до 1 века нашей эры.
В числе прочего, в Помпеях были обнаружены образцы античной живописи.
Это мозаики и фрески, украшавшие дома и общественные сооружения жителей этого города.
На них мы видим прекрасно выполенные натюрморты,
удивительные пейзажи с деревьями, плодами и птицами,
реалистические портреты,
сцены, иллюстрирующие сюжеты и образы мифологии,
жанровые, бытовые зарисовки,
и ритуальные сцены, которые, весьма вероятно, имели место в жизни Древних Римлян.
Помпейские росписи бывают далеки от изобразительного реализма, и могут представлять собой почти абстракцию, или фантастические диковинные видения.
С началом распространения христианства возникают новые формы искусства, в том числе христианская живопись. Она сохранилась в катакомбах - местах захоронения первых христиан, служивших также местом проведения ими собраний.
Для раннехристианской живописи характерны религиозные сюжеты, декоративность и новая смысловая символика образов (о христианских символах в искусстве будет отдельная статья).
Об античной станковой живописи современные искусствоведы могут судить по весьма своеобразным памятникам, обнаруженным на территории Египта.
После завоевания этих территорий сначала Александром Македонским, а затем, Августом Октавианом, эта некогда могущественное государство стало лишь отдалённой римской провинцией со смешанным населением (египтяне, греки, римляне, сирийцы, евреи, ливийцы и многие другие). Здесь сохранялись древнеегипетские религиозные традиции, основанные на культе смерти. Однако быстро распространялись и эллинистические, и римские культурные тенденции. В Египте I-III вв. н.э. также как несколько тысячелетий назад, умерших мумифицировали, но вместо погребальных масок стали изготовлять портреты, написанные на досках восковыми (техника энкаустики) или темперными красками.
Такие портреты были впервые обнаружены в погребениях близ местечка Фаюм, по которому и получили своё название – фаюмские портреты.
Учёные предполагают, что эти изображения изготовлялись ещё при жизни человека, и украшали стены домов. После смерти же они аккуратно обрезались по краям, и вставлялись в пеленальные бинты, опоясывающие мумию, точно в том месте, где находилось лицо умершего. Отсюда и характерный принцип композиции – изображалась голова и верхняя часть плеч.
Египетская религиозная традиция предполагала точное портретное сходство с умершим, чтобы душа Ка не перепутала своё вместилище ни с каким другим (об этом подробнее вы можете прочитать в этой статье), это совпало с римским пристрастием к реалистическим изображениям.
Однако при всей индивидуальности каждого из фаюмских портретов, в них есть одна общая черта – особое внимание на них привлекают глаза, всегда выразительные, огромные, смотрящие так, словно они созерцают те миры и пространства, которые ещё не доступны нам живым. Позже этим приёмом воспользуются византийские художники, создавая иконы (о чём можете почитать в этой статье).
Таким образом, в Древнем Риме, как и в Древней Греции, главным объектом изобразительного искусства был Человек. Однако если греки пытались найти некий идеал, построенный на изображении совершенного внешнего облика героя, то римские скульпторы и художники интересовались не абстрактным человеком вообще, а создавали образы конкретных людей, своими руками творящих историю и культуру государства.
Вы можете ознакомится и с другими статьями автора о культуре и искусстве Древнего Рима:
Древний Рим. Особенности культуры и истории
Во что верили и кому поклонялись древние римляне
Древний Рим. Искусство строить
Скульптура на службе у государства
Какой была живопись в Древнем Риме
Немного о музыке, театре и искусстве слова в Древнем Риме
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.