Найти тему

Какой была живопись в Древнем Риме?

Судя по сохранившимся до наших времен памятникам, и по исследованиям учёных, в Древнем Риме живопись была, в основном, монументальной, то есть, неразрывно связана с архитектурой. На её развитие (как и на развитие многих других областей римского искусства) оказали значительное влияние культура этрусков, а затем, Древней Греции (о древнегреческой живописи можно прочитать здесь).

Самыми распространёнными видами живописи стали фре́ска, темпера или энкаустика (техники росписи по штукатурке), украшающая стены общественных сооружений, жилых домов и дворцов,

Фрески виллы Мистерий. Помпеи. 1 в. н.э.
Фрески виллы Мистерий. Помпеи. 1 в. н.э.

а также моза́ика, применяющаяся очень широко (особенно интересны мозаичные полы древнеримских зданий).

Позднеримские мозаики на вилле Романа Ла Олмеда, Испания, IV-V веков н. э.
Позднеримские мозаики на вилле Романа Ла Олмеда, Испания, IV-V веков н. э.

Образцы римской живописи дошли до нас в малом количестве. Однако история сделала искусствоведам поистине бесценный подарок. 4 августа 79 года нашей эры произошло сильнейшее извержение вулкана Везувий, который находится на юге Италии, в нескольких километрах от современного Неаполя.

Развалины Помпей на фоне Везувия.
Развалины Помпей на фоне Везувия.

В результате этого природного катаклизма были уничтожены портовые древнеримские города Помпе́я и Геркула́нум. Их засыпало многометровым слоем вулканического пепла, так они оказались словно «законсервированными» в том виде, в котором их застала катастрофа, почти на два тысячелетия.

Гипсовые слепки тел погибших при извержении вулкана в Помеях.
Гипсовые слепки тел погибших при извержении вулкана в Помеях.

Лишь в 19 веке начались раскопки и научные исследования этих городов, которые продолжаются до сих пор. Они дают уникальные материалы, свидетельства культуры и сведения о быте, нравах, устройстве городов и искусстве Римской Империи до 1 века нашей эры.

Археологические исследования в Помпеях ведутся по сей день.
Археологические исследования в Помпеях ведутся по сей день.

В числе прочего, в Помпеях были обнаружены образцы античной живописи.

Археолог расчищает фреску с изображением «Леда и Лебедь».
Археолог расчищает фреску с изображением «Леда и Лебедь».

Это мозаики и фрески, украшавшие дома и общественные сооружения жителей этого города.

Один из домов в Помпеях, украшенный фресками.
Один из домов в Помпеях, украшенный фресками.

На них мы видим прекрасно выполенные натюрморты,

Натюрморт с яйцами, птицами и бронзовой посудой из дома Юлии Феликс, Помпеи.
Натюрморт с яйцами, птицами и бронзовой посудой из дома Юлии Феликс, Помпеи.

удивительные пейзажи с деревьями, плодами и птицами,

-9
-10

реалистические портреты,

Портрет молодой девушки ("Сапфо"). Помпеи.
Портрет молодой девушки ("Сапфо"). Помпеи.
Терентий Нео и его жена
Терентий Нео и его жена

сцены, иллюстрирующие сюжеты и образы мифологии,

Амуры, занимающиеся ювелирным ремеслом. Помпеи.
Амуры, занимающиеся ювелирным ремеслом. Помпеи.

жанровые, бытовые зарисовки,

Роспись из дома в Помпеях.
Роспись из дома в Помпеях.

и ритуальные сцены, которые, весьма вероятно, имели место в жизни Древних Римлян.

Роспись из "виллы мистерий". Помпеи.
Роспись из "виллы мистерий". Помпеи.

Поклонение Исиде. Храм Исиды, Помпеи
Поклонение Исиде. Храм Исиды, Помпеи

Помпейские росписи бывают далеки от изобразительного реализма, и могут представлять собой почти абстракцию, или фантастические диковинные видения.

Росписи так называемого "Дома влюбленных" в Помпеях.
Росписи так называемого "Дома влюбленных" в Помпеях.

С началом распространения христианства возникают новые формы искусства, в том числе христианская живопись. Она сохранилась в катакомбах - местах захоронения первых христиан, служивших также местом проведения ими собраний.

Римские катакомбы с раннехристианской живописью.
Римские катакомбы с раннехристианской живописью.

Для раннехристианской живописи характерны религиозные сюжеты, декоративность и новая смысловая символика образов христианских символах в искусстве будет отдельная статья).

Раннехристианские росписи в римских катакомбах.
Раннехристианские росписи в римских катакомбах.

Об античной станковой живописи современные искусствоведы могут судить по весьма своеобразным памятникам, обнаруженным на территории Египта.

Фаюмский портрет
Фаюмский портрет

После завоевания этих территорий сначала Александром Македонским, а затем, Августом Октавианом, эта некогда могущественное государство стало лишь отдалённой римской провинцией со смешанным населением (египтяне, греки, римляне, сирийцы, евреи, ливийцы и многие другие). Здесь сохранялись древнеегипетские религиозные традиции, основанные на культе смерти. Однако быстро распространялись и эллинистические, и римские культурные тенденции. В Египте I-III вв. н.э. также как несколько тысячелетий назад, умерших мумифицировали, но вместо погребальных масок стали изготовлять портреты, написанные на досках восковыми (техника энкаустики) или темперными красками.

Фаюмский портрет
Фаюмский портрет

Такие портреты были впервые обнаружены в погребениях близ местечка Фаюм, по которому и получили своё название – фаюмские портреты.

Фаюмский портрет
Фаюмский портрет

Учёные предполагают, что эти изображения изготовлялись ещё при жизни человека, и украшали стены домов. После смерти же они аккуратно обрезались по краям, и вставлялись в пеленальные бинты, опоясывающие мумию, точно в том месте, где находилось лицо умершего. Отсюда и характерный принцип композиции – изображалась голова и верхняя часть плеч.

Фаюмский портрет
Фаюмский портрет

Египетская религиозная традиция предполагала точное портретное сходство с умершим, чтобы душа Ка не перепутала своё вместилище ни с каким другим (об этом подробнее вы можете прочитать в этой статье), это совпало с римским пристрастием к реалистическим изображениям.

Фаюмский портрет
Фаюмский портрет

Однако при всей индивидуальности каждого из фаюмских портретов, в них есть одна общая черта – особое внимание на них привлекают глаза, всегда выразительные, огромные, смотрящие так, словно они созерцают те миры и пространства, которые ещё не доступны нам живым. Позже этим приёмом воспользуются византийские художники, создавая иконы (о чём можете почитать в этой статье).

Фаюмский портрет
Фаюмский портрет

Таким образом, в Древнем Риме, как и в Древней Греции, главным объектом изобразительного искусства был Человек. Однако если греки пытались найти некий идеал, построенный на изображении совершенного внешнего облика героя, то римские скульпторы и художники интересовались не абстрактным человеком вообще, а создавали образы конкретных людей, своими руками творящих историю и культуру государства.

Вы можете ознакомится и с другими статьями автора о культуре и искусстве Древнего Рима:
Древний Рим. Особенности культуры и истории
Во что верили и кому поклонялись древние римляне
Древний Рим. Искусство строить
Скульптура на службе у государства
Какой была живопись в Древнем Риме
Немного о музыке, театре и искусстве слова в Древнем Риме

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.