Литература и игровое кино как направления в искусстве отличаются в корне. Восприятие художественного текста целиком и полностью происходит сквозь читательское воображение – здесь мы вольны в своих интерпретациях образов и декораций. В кино все иначе: действие фиксируется камерой оператора, в точности передавая то, что хотел показать режиссер, то есть последний решает за нас, что и как будет запечатлено на пленке для показа зрителю.
Но если техническая часть остается принципиально разной, то повествовательная структура – сюжет – может с определенными оговорками сроднить литературный текст и киносценарий.
Конечно, не всякую книгу представляется возможным адаптировать для большого экрана. Но одним из эталонных литературный шедевров для киноадаптации можно без тени сомнения назвать рассказ "Маска красной смерти" Эдгара Алана По.
Двухсотлетний сценарист
Предтеча сразу нескольких литературных жанров (среди прочих – детектив, психологическая проза, фантастическое путешествие, и, конечно, слэшер), Эдгар По велением судьбы стал гением, чей жизненный путь был трагичным, кончина бесславной и мучительной, а литературный талант обречен быть замеченным лишь спустя несколько десятилетий.
«Ричмонд и Соединенные Штаты слишком тесны для меня, мир будет внимать мне!».
Но даже если предположить, что писатель со свойственным ему визионерским взглядом в будущее предсказывал расцвет киноискусства и свое место в нем, то в действительности значение фигуры Эдгара По для игрового кино превосходит самые смелые ожидания. Его профиль на IMDb – крупнейшей базе данных фильмов – насчитывает 387 лент, так или иначе основанных на творческом наследии мастера. Весьма внушительная продуктивность для мертвеца.
Ниже расскажем о четырех фильмах, поставленных на основе знаменитого рассказа об эксцентричном принце Просперо, дерзновенно пытающимся обмануть Смерть.
"Чума во Флоренции" (1919)
Оригинальное название: "Die Pest in Florenz". Сценарий великого Фрица Ланга, вдохновленный литературным творчеством Бокаччо, Гофмана и Эдгара По. Памятник немого исторического кинематографа.
В оригинальном рассказе По не говорится о конкретных времени и регионе, где происходит действие, хотя очевидно, что "Красная смерть" – это переиначивание реального исторического события, пандемии чумы в средневековой Европе 1346-1351 годов, позже прозванной "черной смертью". Одним из характерных признаков болезни было стремительное почернение трупной кожи, отсюда и происходит название.
Ланг вновь перенес действие в средневековье, во Флоренцию периода чумной болезни. Но сценарий значительно отличается от рассказа другим: здесь бесстрастная и грандиозная фигура Красной смерти заменена персонажем куртизанки Юлии – очаровательной соблазнительницей.
Стоит заметить, что от такой перемены картина отнюдь не становится менее метафоричным. Напротив, феномен смерти у Ланга воспринимается не только как беспощадное и неминуемое, но как желанное и прельстительное. Легковесный характер героини, ее игривая склонность к откровенности, лишь усиливают ощущение ежеминутной близости смерти к каждому из находящихся рядом. Но обольстительное желание может вмиг обернуться роковым, а привлекательная женщина – старухой с косой.
"Маска красной смерти" (1964)
Пожалуй, одна из самых выдающихся экранизаций, наиболее точно воплощающая эстетику и символизм оригинального рассказа.
Принц Просперо в исполнении Винсента Прайса предстает на экране развращённым романтиком, жестоким остряком, а его одиозные выходки выглядят невероятной дюралью изощренного ума и аморального нигилизма одновременно.
Не менее точно в фильме передана фиксация персонажа Просперо на авторитете человеческого разума, сфере телесного, и полное отрицание им божественной воли и нематериального духа. Характер героя воплощается во фразе: "Наука страха открывается лишь немногим избранным".
Безусловно, таким принца задумывал сам Эдгар По, о чем можно найти подтверждение в тексте рассказа:
"Но принц Просперо был по-прежнему весел – страх не закрался в его сердце, разум не утратил остроту".
Не менее очаровательной выглядит и эстетика картина, опять же, с ориентацией на точное воссоздание готической образности оригинального рассказа. Здесь и амфилада замка, состоящая из шикарно обставленных комнат разных цветов, которые увенчаны, как и полагается, исполинским и чудовищным маятником часов, и великолепная своим убранством вакханалия бала-маскарада.
"Маска красной смерти" (1989)
Главную роль исполнил не кто иной, как Эдриан Пол – будущий Дункан Маклауд, звезда культового сериала "Горец". Но сага о шотландском герое случится позже.
Ленту анонсировали как ремейк предыдущей экранизации 1964-го, хотя на самом деле в новой адаптации было решено отказаться от экстравагантного символизма первоисточника, сделав упор на натурализм сюжета. Здесь принц Просперо уже не фигуральное олицетворение порочности, а очеловеченный мужчина, не чуждый, как и все люди, страхам и болезненным воспоминаниям.
Но вписать в такой вещественный мир персонаж Красной смерти не удалось. На протяжении всего экранного времени нет ни одного намека на мистический элемент, как вдруг в финале появляется чудесный старик, приказав всем умереть. И все умирают.
Художники по костюмам тоже не вполне постарались: резиновая маска выглядит смешно и неестественно, обрушивая общий реализм изображения до непотребного шаржа.
"Маска красной смерти" (1990)
Идея перенести знакомый сюжет в настоящее время могла по-новому открыть великий рассказ с поправкой на современность. Этого, к сожалению, не произошло.
Скажем сразу – плохое кино. Лента изначально задумывалась в жанре слэшер, который вновь стремительно набирал популярность с середины 80-х, благодаря VHS и революции возможностей малобюджетного производства кино. Естественно, каноны избранного жанра не позволяли создателям переигрывать классические архетипы, осмысливать фабулу и метафоры первоначального произведения, пусть и в оттенках злободневной актуальности.
Рассказ Эдгара По здесь служит скорее исключительно декоративным решением, чем первоосновой. От Красная смерть в экранизации 1990-го – это вполне живой человек, маньяк, в духе Хичкока вооруженный острыми предметами. Сюжет, как и полагается, банален: красная маска поочередно вырезает запертых в доме гостей – по одному каждый час, – а в финале убийца оказывается (неожиданно) одним из гостей.
Роли прекрасных дам из замка герцога раздали вчерашним танцовщицам Лас-Вегаса, хотя позже некоторые из них все же вошли в профессию на поприще низкобюджетных слэшеров (например, см. Мария Форд). А вот герцогом стал уже состоявшийся в кино Фрэнк Сталлоне – нет, он не однофамилец, а родной младший брат Сильвестра Сталлоне.