Государственная печать появилась в Корее еще в эпоху государств Силла (57 до н.э. - 935 н.э.) и Когурё (37 до н.э. - 668 н.э). Она носила название «оксэ» - «нефритовая печать», т.к. была сделана из нефрита, по аналогии с печатями китайских правящих династий. Оксэ была высшим символом короля и государства.
Позднее, уже в государстве Корё (918 - 1392), во время правления короля Конмина (1351-1374) возник термин «куксэ» - «государственная печать», который используется и по сей день.
Печать передавалась от короля своему приемнику как символ государственной власти. Только тот, кто обладал оксэ мог претендовать на трон и считаться законным наследником и правителем. Причем зачастую способы получения печати были не так уж и важны. Ее можно было даже выкрасть и предъявить как право на трон (если прежний король позволил украсть у него усердно охраняемый символ власти, он считался более недостойным править страной). Таким образом, по сути, государственная печать являлась самым прямым символом королевской власти и обеспечивала ее законность. Вот почему во время восстаний или государственных переворотов завладеть королевской печатью становилось одной из самых важных целей.
Оксэ была также обязательным атрибутом государственных мероприятий и праздников, в которых участвовал король. Во время выездов правителя из дворца печать несли перед процессией как символ королевской власти. А во время приема иностранных делегаций наличие печати являлось символом доверия.
Во времена, когда Чосон был Цинским данником, официально государственная печать передавалась корейскому правителю китайским императором, однако она использовалась только для дипломатических целей. Такая печать называлась «кугин». Во всех остальных случаях использовалась своя внутренняя печать, изготавливаемая в Корее - «обо». С началом так называемого Движения за просвещение (1894) был положен конец многовековым вассальным отношениям с Китаем, после чего все печати кугин были признаны недействительными.
Современная печать Республики Корея
Через год после основания Республики Корея, в мае 1949 года, была изготовлена печать нового государства. Она имела надпись «大韩民国之玺» («Печать Республики Корея»), сделанную иероглифами. В 1962 году ее заменила другая печать - с надписью уже на хангыле «대한민국» («Республика Корея»). Ее рукоятка была выполнена в виде черепахи - одного из символов долголетия. Эту куксэ использовали до конца 1998 года. Но ее пришлось заменить в связи с изношенностью некоторых букв. Решено было одновременно видоизменить и рукоятку, и оттиск. Новая - третья - печать была изготовлена в начале 1999 года. При гравировке надписи использовали оригинальный шрифт, созданный еще Седжоном Великим одновременно с корейским алфавитом (1443) - «хунминчонгым», а рукоятку изобразили в виде феникса - символа мудрости.
В 2005 году на третьей государственной печати была обнаружена трещина. Был создан целый комитет по изготовлению новой куксэ, который сначала, опираясь на опросы общественного мнения, принял решение оставить надпись в стиле «хунминчонгым» и феникса на рукоятке, а затем приступил к выбору исполнителя. Новая печать была готова в 2008 году, однако через пару лет она была упразднена, когда изготовившего ее мастера обвинили в том, что кроме традиционных способов литья (как было заявлено) он использовал и некоторые современные наработки.
Сейчас используется пятая по счету печать, изготовленная в 2011 году. На ее рукояти два феникса поддерживают цветок мугунхва - официальный символ Южной Кореи. При ее создании был добавлен редкий материал иридий, который должен предотвратить появление микротрещин и обеспечить долговечность печати.
С точки зрения корейского менталитета печать должна быть не только прекрасным произведением искусства, но и нести в себе определенную философию и духовные ценности. Только в этом случае она будет обладать достаточным достоинством. Это выражается в декоративных элементах печати, гравировке, а главное - в том, кто и как именно изображен на рукоятке.
Процесс изготовления печати
Однако не только результат, но и сам процесс изготовления печати является уникальным. Он включает в себя каллиграфию, живопись, скульптуру, лепку, гравировку, работу с глиной и металлом, умение трактовать философию и многое другое. Технология изготовления печатей передается устно от мастера к преемнику. Чтобы стать мастером по изготовлению печатей, нужно провести в подмастерьях от нескольких лет до нескольких десятилетий!
Как же создают куксэ?
После того как утвержден макет и детали, мастер приступает к изготовлению печати. Это длительный процесс, требующий огромного труда, владения особыми секретными технологиями и определенного состояния души.
Весной собирают качественную глину, и особым образом избавляют ее от примесей. Летом делают максимально детальные эскизы гравировки, надписи и рукоятки. Осенью по этим эскизам мастер изготавливает модель из воска и обмазывает ее несколькими слоями заранее подготовленной глины. На протяжении всей осени и начала зимы ее сушат, и только с наступлением настоящей зимы приступают к обжигу. Во время обжига глина закаляется, а воск плавится и вытекает, образуя готовую форму для создания будущей печати. В получившуюся форму заливают расплавленное золото и изготавливают куксэ.
Предметы церемониального сопровождения
Термином «куксэ» называют не только саму печать, но и 16 предметов, составляющих ее церемониальное сопровождение. Только тогда, когда печать снабжена полным набором таких предметов, она приобретает статус государственной печати. Они имеют не только декоративную функцию, как можно было бы подумать, но и несут в себе задачу возвышать статус печати как символа государства. Каждый из этих предметов изготавливается лучшим мастером в соответствующем виде прикладного искусства.
Эти 16 предметов церемониального сопровождения - петля с декоративным узлом, которая прикрепляется к печати, ткань, в которую заворачивают печать, шнур, которым завязывают эту ткань, ларец, в котором хранится печать, столик, на который кладут печать, покрывало, которым накрывают столик и т.д.
Так, петля с узлом, которая надевается на запястье, чтобы печать случайно не выскользнула из руки, создана мастерицей по плетению узлов Ким Хи Чжин, которая посвятила всю свою жизнь плетению узлов и исследованиям этого уникального искусства. Когда к золотой печати прикрепляют петлю с массивным декоративным узлом, украшенным кистью, строгое достоинство печати дополняется красотой плавных изгибов плетеного шнура и обретает завершенность.
Два ларца, используемых для хранения печати, и один ларец, служащий хранилищем печати во время ее перевозки, являются результатом совместной работы нескольких мастеров, каждый из которых является лучшим в своей области. Поделив на этапы сложный и трудоемкий процесс создания ларцов, включающий в себя изготовление деревянной основы, окраску, нанесение декоративных элементов и многие другие, мастера вложили в работу всю душу, чтобы созданные ими ларцы внушали уважение к хранимой в них куксэ.
В соседних Китае и Японии с упадком системы королевской власти прервалась и традиция изготовления государственных печатей. В западных странах в качестве государственных печатей используют рельефные печати, отличающиеся от тех, что были в ходу в Азии. Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний момент Корея является единственной в мире страной, которая обладает уникальной технологией изготовления традиционных восточных печатей.
.
Также по этой теме:
Что изображено на корейских купюрах
Корейский флаг
십장생 - 10 символов долголетия
-------------
Иллюстрации, у которых не указаны правообладатели, взяты из открытых источников