Найти тему
Границы условные

Разгадан феномен «мёртвых зон» морей и океанов, в которых корабли перестают поддаваться управлению

Оглавление

Вряд ли кто-то не любит читать, смотреть, слушать о тех или иных загадках природы, истории и аномальных явлениях. И ещё больше нам интересно узнавать о том, что какая-то древняя тайна наконец-то разгадана нашими современниками. Одна из таких давних загадок не так давно была научно объяснена.

Мёртвые зоны в открытом море

Иногда корабли замедляются, а порой и вовсе прекращают движение при вполне исправном двигателе, работающем в штатном режиме. Моряки не раз сталкивались с такой проблемой. Не очень-то приятно потерять управление судном в открытом море, океане, не понимая, что случилось и как действовать дальше.

-2

Это явление было впервые зафиксировано в 1893 году. А десятью годами спустя его попытались описать, проведя опытный эксперимент. Тем не менее понять, с чем связан такой феномен, тогда так и не удалось.

Попытки разгадать это явление предпринимались на протяжении больше века

В 1893 году исследователь, учёный, океанограф из Норвегии Фритьоф Нансен путешествовал по северу Сибири на корабле. Во время этого плавания он стал свидетелем необычного явления. Его корабль по непонятным причинам вдруг замедлил ход и не поддавался управлению.

В 1904 году физик и океанограф из Швеции Ванг Уолфрид Экман продемонстрировал в лабораторных условиях, как в Северном Ледовитом океане волны при взаимодействии с судном генерируют сопротивление. Учёный выявил, что это происходит далеко не везде, а лишь в определённых зонах, на границе пресных и солёных вод.

Границы вод разной степени солёности (плотности)
Границы вод разной степени солёности (плотности)

Этот феномен назвали «мёртвой водой» или «мёртвой зоной». И наблюдать его можно в любом море или океане, где происходит смешивание вод разной плотности или температуры.

Во-первых, граница тёплого и холодного течений, как это было замечено Нансеном, является причиной аномального снижения скорости корабля.

Во-вторых, граница пресных и солёных вод, что воспроизвёл в лабораторных условиях Экман, также становится благоприятной средой для торможения судна, попавшего в такую ловушку.

Карта тёплых и холодных течений мирового океана
Карта тёплых и холодных течений мирового океана

Разгадка и описание феномена «мёртвых зон»

6 июля 2020 года Междисциплинарная группа исследователей Национального центра научных исследований Франции (CNRS) и Университета Пуатье наконец объяснила явление «мёртвой воды».

Представьте конвейерную ленту, которая пульсирует туда-обратно. Примерно также действуют и волны в «стоячей воде» на стыке вод разной плотности, которая зависит от причин, описанных выше. Такое возвратно-поступательное движение волн и обуславливает дрейф кораблей практически на одном месте.

Для выяснения причин и разгадки этого природного явления эксперты по исследованию жидкостей, а также математики из CNRS применили глубокий анализ волн на уровне субпикселей.

Национальный центр научных исследований Франции
Национальный центр научных исследований Франции
Эта научная исследовательская работа стала элементом проекта по расследованию причин проигрыша флота Клеопатры в 13 году до нашей эры менее сильному флоту Октавиана Августа в битве при Акциуме.

Научные эксперты полагают, что эскадра царицы Египта попала в эту самую «мёртвую воду», что и стало причиной поражения. Древние легенды же гласили о том, что рыбы-прилипалы облепили судна Клеопатры, став причиной их торможения и невозможности двигаться в нужном направлении.

Реконструкция корабля Клеопатры
Реконструкция корабля Клеопатры

Таким образом, одной загадкой стало меньше.

Спасибо за ваши лайки 👍 и подписывайтесь на канал «Границы условные». Здесь ещё больше интересной, а иногда и полезной информации.