Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Что осталось после нас

Оглавление

Александр Жибров

История города Дебрецен

Дебрецен (венг. Debrecen) — город на востоке Венгрии, второй по населению город в стране после Будапешта, административный центр медьеХайду-Бихар. Дебрецен расположен в историческом регионе Альфёльд (Среднедунайская равнина) в 220 километрах к востоку от Будапешта, в 50 километрах к югу отНьиредьхазы.

В 30 километрах к востоку проходит румынская граница. Дебрецен связан несколькими автодорогами с Будапештом (автобан M35 и шоссе E60, через Сольнок), Мишкольцем, румынским городом Орадя. Магистраль Е573 идёт из Дебрецена через Ньиредьхазу в украинский Чоп и далее на Ужгород.

Через город проходит железная дорога Чоп — Дебрецен — Сольнок — Будапешт. Время в пути на поезде от столицы — около 3 часов.

Рядом с Дебреценом расположен международный аэропорт, второй по величине в стране после будапештского. Аэропорт был открыт для коммерческих полётов в 2001 году на базе реконструированного аэродрома бывшей советской военной базы, годом позже из него начали выполняться международные рейсы.

Численность населения на 1 января 2014 года — 203 914 человек

Город образовался слиянием нескольких соседних поселений, впервые Дебрецен упомянут в 1235 году. Этимология названия точно не установлена, по наиболее распространённой версии оно восходит к славянскому «Добре злием» — «Хорошая почва». По другой версии название города происходит от славянского слова «доброчин», которое, предположительно, было первым названием города.

В 1361 году король Лайош I даровал Дебрецену статус вольного города. В XV—XVI веках Дебрецен стал важным торговым городом, здесь проводилось большое количество ярмарок, главным образом, сельскохозяйственных. С 1450 по 1507 год он находился в собственности семьи Хуняди.

После вторжения турок в середине XVI века Дебрецен подпал под власть правителей Трансильвании и получил полуавтономный статус, которым пользовался до 1693 года, когда вместе с остальной Венгрией вошёл в состав империиГабсбургов.

В 1673 году в Дебрецен из Габсбургской империи были высланы 40 протестантских пасторов, после чего идеи Реформации широко распространились в городе. Дебрецен получил неофициальное имя «венгерская Женева» и до сих пор остаётся крупнейшим центром венгерского кальвинизма.

Римско-католическая церковь смогла вернуться в город лишь в 1715 году, когда был построен монастырь орденапиаров и собор св. Анны.

В 1849 году Дебрецен оказался в центре Венгерской революции 1848—1849 годов. В апреле 1849 года в Дебреценской Большой церкви открылось заседание Государственного собрания, на котором Лайош Кошут зачитал декларацию о венгерской независимости.

На период революции Дебрецен стал фактически столицей страны.

После подавления революции в городе постепенно вновь начался экономический рост. В 1857 году Дебрецен и Будапешт соединила железная дорога. В городе быстро росло число фабрик, банков, школ, больниц и новых зданий. В 1884 году в Дебрецене был пущен первый в Венгрии трамвай на паровой тяге.

После Первой мировой войны к Румынии отошла значительная часть восточных венгерских земель, после чего Дебрецен оказался почти приграничным городом.

Во время Второй мировой войны город сильно пострадал. В октябре 1944 года в его окрестностях проходила Дебреценская операция, после которой 50 % зданий города было полностью разрушено, ещё 20 % понесли ущерб.

Восстановление города продолжалось вплоть до 60-х годов XX века. Во второй половине XX века Дебрецен стал третьим по величине городом Венгрии после Будапешта и Мишкольца, а в 90-х годах — вторым после сильного оттока населения из Мишкольца в результате промышленного кризиса.

Дебреценский университет — одно из самых известных учебных заведений страны. Он был основан в 1538 году, как Кальвинистский колледж. В 1912 году преобразован в Королевский Университет.

В 2000 году в его состав включены Сельскохозяйственный Университет, Медицинский Университет и Университет имени Л. Кошута. Образовавшийся единый Университет Дебрецена включает 11 факультетов и 2 колледжа. Здесь обучаются 30000 студентов.

Спустя десятилетия, а точнее - прошло 30 лет…Что осталось после нас

-2

-3

-4

-5

-6

-7

-8

-9

-10

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Александр Владимирович Жибров | Литературный салон "Авиатор" | Дзен