Найти тему
Музыка нас связала

Клуб "Майна". Зачем делать концертный клуб на окраине Петербурга

Вот этот самый вопрос "Зачем?" преследовал владельцев клуба "Майна" с самого его открытия. Два замечательных человека и энтузиаста, Игорь и Олег, сколотившие свое состояние на пивном производстве, решили построить клуб для той музыки, которую они любят.

К счастью, в нашей стране время от времени встречаются бизнесмены со вкусом, не испорченным шансоном или попсой. И иногда эти люди готовы рискнуть своими средствами, чтобы попробовать сделать место, в котором будет комфортно им и их ушам.

Вход в клуб "Майна"
Вход в клуб "Майна"

Таким, например, является Саша Петров, владелец клуба The Place. Таким же был совладелец нашего будущего клуба "Танцы", о котором я расскажу позже. В подобных случаях возникает счастливый союз финансовой стабильности и музыкального качества, что само по себе крайне ценно. И каждый такой прецедент стоит ценить и беречь, жаль только, широкая общественность обычно не особо погружается в нюансы устройства того или иного проекта.

К сожалению, подобные случаи все же исключения из общей практики. А общая практика такова, что клубы открывают либо люди с деньгами, но без всякого интереса к самой музыке и с ожиданиями скорой и большой наживы, либо энтузиасты и фанаты, средства которых ограничены настолько, что они бросаются в бой, не имея никакой подушки безопасности. Результаты все мы знаем и видим. Проекты растут как грибы после дождя, и как грибы по окончании сезона увядают.

Случай "Майны" - то самое счастливое исключение из правил, в основании которого, правда, была заложена одна стратегическая ошибка. Эта ошибка в конечном итоге привела к тому, что проект просуществовал короткое время, а в последнюю свою фазу превратился в очень странный гибрид локальной дискотеки, караоке и кальянной. Ошибка эта заключалась в неверной трактовки статистически данных. В последние годы, кстати, на рынке деловой литературы появилось много интересных книг как раз на эту тему. Как правильно расшифровывать Big Data. Как получение большого объема данных работает против получателя, при неверной их трактовке. И так далее.

Вот в таком мрачном райончике было решено строить "Майну"
Вот в таком мрачном райончике было решено строить "Майну"

Что же произошло в случае "Майны"? Совладельцы проекта, имея средства и решив подойти к делу максимально грамотно, решили провести серьезное исследование на тему того, стоит ли открывать клуб с изысканной концертной программой в спальном и окраинном районе Петербурга. Район, действительно, был очень сложный. Проспект Просвещения, самый его край, в середине нулевых годов был что называется "ж... мира". Не очень в курсе, что именно сподвигло ребят выбрать именно эту локацию. Возможно их подкупила цена аренды или то обстоятельство, что пространство для клуба находилось в помещении свежевыстроенного развлекательного центра. В любом случае, остановились они именно на этом месте. Но перед тем как вложиться в стройку, все же решили проверить трезвость своего расчета.

В итоге дорогущее исследование показало им, что на северо-западе Петербурга, в дорогих новостройках живет большое количество молодой, активной, образованной аудитории с нужным вкусом. Результаты отличные и оптимистичные. Правда, социологи не догадались провести анализ собранных данных и резюмировать тот факт, что все эта прекрасная целевая аудитория совершенно не намерена в выходные дни зависать в районе своего проживания. Наоборот, уверенно и массово стремится в центр. И только редкие оригиналы готовы остаться вечером пятницы или субботы у себя на районе, чтобы послушать группу, которую за последние годы они привыкли лицезреть в том или ином центровом клубе.

Выводы эти акционеры сделали сами и уже в тот момент, когда проект был запущен. И когда первые же концерты вполне уважаемых коллективов собирали полупустые залы. У клуба с подобным расположением по ходу пьесы нарисовалась еще одна функциональная проблема. Артисты, безо всяких статистических исследований сделавшие собственные выводы о потенциальной посещаемости событий, наотрез отказывались выступать в "Майне" за процент от входа. Как я уже рассказывал раньше - подобная экономическая модель выступления является одной из трех базовых, наряду с выступлением за гонорар и арендой площадки. И именно эта модель была самая практикуемая и комфортная для клуба в то время.

Ресторан "Майны", по качеству превосходящий даже многие чисто ресторанные проекты
Ресторан "Майны", по качеству превосходящий даже многие чисто ресторанные проекты



Здесь же ни один, даже начинающий коллектив, не был готов рисковать путешествием на край света для того, чтобы получить 70 или 80 процентов от потенциально пустого зала. Таким образом, "Майна" вынужденно предвосхитила ту модель, которая стала преимущественной уже в наши дни. Все артисты выступали здесь за гонорар. С точки зрения составления программы это даже удобно арт-директору. Договориться с артистом о выступлении пусть за умеренный, но гарантированный заработок в целом гораздо проще. Но вот когда приходит время сводить месячный баланс, результаты в итоге получаются плачевными. Более того, обычная практика компенсации расходов на артистов за счет бара, в случае с "Майной" тоже работала слабо. Причина все та же - нет зрителей в зале, некому делать бар.

При этом, благодаря средствам и подходу владельцев, "Майна" была очень хорошо сделана, оснащена лучшим оборудованием. При этом, что крайне редко встречалось в те годы, не только в отношении сцены, но и на кухне, на входе, в зоне чилл-аута и гардероба. Это действительно был очень классный клуб, в котором было крайне приятно находиться. Просто мало, кто это знал, потому что не имел случая добраться.

Билет на концерт в "Майну"
Билет на концерт в "Майну"

На момент, когда я закончил с клубом "Платформа" и находился в свободном плавании, "Майной" занимался нынешний участник группы "Сплин" и создатель группы "Сети", а тогда фронтмен ансамбля "Эдип Комплекс", Ян Николенко. Он руководил программой несколько месяцев и сделал ряд достойных концертов. Но во-первых, он был сильно занят своей концертной деятельностью, а во-вторых не имел большого арт-директорского опыта. Навыков, которые в целом достаточно просты, но весьма специфичны. В общем, прекрасные люди - владельцы Игорь и Олег и арт-директор Ян постепенно становились недовольны друг другом, и всем было понятно, что в "Майне" надо что-то менять.

Ян Николенко
Ян Николенко

Тгогда-то в клубе и появился я. Сначала в качестве промоутера разовых еженедельных событий. Я тогда, по приглашению Николенко придумал какой-то быстрый бренд. Не помню его название, но определенно там присутствовало слово Deep. И под этим "глубоким" брендом я стал делать выступления тех коллективов, с которыми давно и счастливо работал в предыдущие годы. В какой-то момент, владельцы полюбовно расстались с Яном и предложили мне заняться проектом целиком. Делать мне было нечего, вызов был брошен интересный, и я сразу принял предложение. Что было дальше, расскажу вам обязательно, но в следующих сериях.