Итак, траты Беранже Соньера исчислялись многими миллионами франков.Часть денег была им потрачена на работы по улучшению жизни в деревне: строительство дороги и водопровода, проведение праздников и подарки местным жителям. Другая часть ушла на возведение на вершине горы Башни Магдала и строительство виллы Бетания. Церковь была тоже отреставрирована, но у нее появилось новое украшение, причем очень странное. Над портиком была выгравирована надпись на латинском языка:
TERRIBILIS EST LOKUS IST - что означает УЖАСНО МЕСТО СИЕ. Почему же церковь может быть ужасным местом?
Прямо перед входом возвышалась уродливая статуя, грубое подобие Асмодея, хранителя секретов и сокровищ (см. верхнее фото). На стенах церкви - дорога из крестов, нарисованный младенец в шотландском пледе, тело Христа, уносимое в ночное небо и т.д.
Может Сонер хотел оставить какое-то зашифрованное послание? Такие мнения существуют. Но и эта загадка пока не разгадана.
Не буду перечислять все траты вдруг разбогатевшего священника, это просто ни к чему. Напомню лишь, что если вначале церковные власти на все закрывали глаза, то с проходом в Каркассон нового епископа, Сонера, отказавшегося объяснить церкви происхождение своих денежных средств, и отказавшегося передать деньги церкви, вначале обвинили в спекуляции предметами религиозного культа, а затем временно отстранили от должности.
Соньер тут же подает апелляцию в Ватикан, и с него почему-то сразу снимают все обвинения и восстанавливают в прежнем звании. Почему? Это тоже загадка.
17 января 1917 года с Соньером случился удар. Это очень символичная дата, ведь именно число 17 было высечено на уничтоженном священником надгробии маркизы де Блашфор, и 17-го числа проходит праздник святого Сульпиция, главой семинарии которого являлся аббат Бьею, получивший от аббата старинные документы.
За пять дней до удара, 12 января, кюре показался прихожанам здоровым и цветущим. Но в этот же день преданная Мари Денарно заказывает для своего хозяина ... гроб!?
Интересен еще один факт: когда к умирающему Соньеру позвали священника, тот закрылся в комнате с исповедуемым, и вышел спустя несколько часов в невменяемом состоянии. О чем шел разговор, доподлинно не известно (тайна исповеди), но очевидцы утверждают, что вызванный священник впал в глубокую депрессию, длившуюся несколько месяцев. В последнем причастии своему собрату он отказал...
Соньер умер 22 января, так и не получив отпущения грехов. Уже на следующее утро его тело, одетое в великолепное платье с малиновыми шнурами и кисточками, было посажено в кресло на террасе виллы Бетания. Многочисленные посетители, среди которых были неизвестные люди, проходили мимо, а некоторые отрывали кисточки с одежды покойного на память. Этой странной церемонии тоже до сих пор нет никакого объяснения.
Самое интересное случилось на оглашении завещания: в нем Соньер объявил, что у него нет никаких денег и имущества, кроме виллы Бетания и безделушек. Все вокруг были удивлены и озадачены.
Неизвестно, оставил ли он свое состояние Мари Денарно, которая преданно служила своему хозяину в течение тридцати двух лет, или же Соньер заранее переписал его на женщину, но Мари продолжала спокойно жить на вилле вплоть до 1946 года.
После Второй мировой войны правительство запустило в оборот новые денежные знаки и, опасаясь контрабандистов и спекулянтов, нажившихся за годы войны, обязало всех граждан сдать старые деньги, предоставив декларацию о доходах. Мари сдавать ничего не стала, но однажды соседи заметили, как она сжигает в саду толстые пачки старых франков.
В дальнейшие годы Мари жила тихо и скромно. Она продала виллу Бетания, а новому владельцу - Ноэлю Корбю пообещала перед смертью доверить "некий" секрет, который сделает его не только богатым, но и могущественным. Но, 29 января 1953 года, с ней, как и с ее хозяином, случается удар, и вскоре Мари умирает, унеся свой секрет в могилу.
Возможно, что вся эта история была раздута самим Ноэлем Кобрю, желавшим увеличить приток туристов и денег в Ренн-ле-Шато.
Ну а дальше начались предположения и гипотезы: каков источник доходов Соньера? Откуда внезапно взялось огромное состояние? И так далее.
Версии о найденном богатстве
Все, кто так или иначе интересовался данным вопросом, сходятся в одном - Соньер нашел клад. Сама история деревни и ее окрестностей подтверждает существование тайников с золотом и драгоценностями (см. начало части 1). Оказывается, еще в эпоху римского господства это место было знаменитым благодаря своим рудникам и горячим источникам.
Версия 2: сокровища находились не в церкви, а в другом месте, а ключ к ним был указан в бумагах, показанных Соньеру несчастным нотариусом или находился в свитках.
Версия 3: священник нашел некие документы, которые смог крайне выгодно продать. Скорее всего, это были какие-то очень ценные документы, стоящие целого клада. Вспомним, что там находились три свитка с родословными (сведения о потомках Меровингов, имевших право на корону Франции), или же в них заключалась информация религиозного характера (Святой Грааль?).
По некоторым версиям Соньер жульничал с мессами: принимал многочисленные заказы на них, и не служил(одна месса стоила 1 франк, месс могли быть сотни, а то и больше), а деньги пускал на собственные нужды.
Или вот еще версия: священник действительно получал богатые дары. Интересно то, что сидя у себя на вилле и особо ни с кем, кроме самых близких друзей, не общаясь, Соньер принимает у себя эрцгерцога Иоганна Габсбургского, кузена австрийского императора Франца-Иосифа. После данного визита из банковских ведомостей станет известно, что в один и тот же день Соньер и эрцгерцог открыли в банке два счета, и эрцгерцог положил на счет Соньера солидную сумму. Был ли это дар, или же оплата какой-то услуги?
А вот самая смешная версия: аббат выиграл очень большую сумму в лотерею, умудрившись не привлечь к себе внимание газетчиков...
Так или иначе, мнения в чем то схожи, а в чем-то расходятся. Нет никаких подтверждений о найденных сокровищах тамплиеров, впрочем, не доказано и то, что сокровища были на самом деле.
Как бы там ни было, а интерес к загадкам Беранже Соньера не утихает по сей день, заставляя издательства печатать, книги, посвященные загадке лангедокской деревни; туристам ее посещать, а неравнодушным пользователям Интернета проводить свои исследования и делиться ими в социальных сетях.
Ссылка на 1 часть статьи:
История таинственной находки Беранже Соньера все еще актуальна. Часть 1. Деревенский затворник.
Фотографии и материалы взяты из открытых источников.