Самая знаменитая картина «Мона Лиза» работы великого Леонардо да Винчи, известная также под названием «Джоконда» — одно из самых загадочных произведений в истории искусства. Вот уже несколько веков не утихают споры о том, кто на самом деле изображен на полотне. По различным версиям, это жена флорентийского торговца, молодого человека в женской одежде, сам художник, переодетый женщиной… Считается, что картина была написана около 1503—1505 года. Моделью для нее, по официальной версии, послужила современница великого живописца, в девичестве Лиза ди Антонио Герардини, портрет которой якобы заказал её супруг..Но портрет не был до конца завершен и заказчик его не получил.. В 1516 году художник увез это полотно с собой во Францию. До самой кончины да Винчи картина находилась в его поместье под Амбуазом , где картина была окончательно дописана.. В 1517 году она очутилась в коллекции французского короля Франциска I. Именно ее сейчас можно лицезреть в Лувре.
Мистика Джоконды.
Пожалуй, ни одна картина за всю историю не вызывает столько жарких споров, сколько "Джоконда" Леонардо да Винчи. Ученые, искусствоведы и историки бьются над загадкой, кто изображен на картине - какая то женщина или это завуалированный автопортрет Леонардо? Но больше всего вопросов вызывает ее загадочная улыбка. Женщина будто что то скрывает от зрителей и одновременно насмехается над ними.
Дошло до того, что картину стали исследовать врачи и вынесли вердикт что женщина, изображенная на картине, больна такими-то заболеваниями , которые и вызывают мимические сокращения, принимаемые за улыбку. На тему "Джоконды" написаны тонны книг, сняты сотни документальных фильмов, опубликованы тысячи научных и исследовательских статей.
Загадка "Джоконды" была разгадана лишь в XXв, и то лишь отчасти. Леонардо при написании картин применял технику сфумато, основанную на принципе рассеивания, отсутствия четких границ между предметами. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. И мерцающая улыбка Мона Лизы является результатом этой техники. Благодаря мягкой гамме тонов, которые зрителя, плавно перетекают из одного в другой, у зрителя, в зависимости от фокусировки взгляда, создается впечатление, что она то нежно улыбается, то надменно насмехается.
Получается что тайна картины "Джоконды" разгадана? Отнюдь нет! Ведь есть еще один загадочный момент связанный с "Джокондой" картина живет своей жизнью и непостижимым образом влияет на окружающих людей.
Прежде всего пострадал сам живописец. Ни над одной из своих работ он не работал столь длительное время! А ведь это был обычный заказ. Долгих четыре года, затратив, по подсчетам, не менее 10 000 часов, с лупой в руке Леонардо создавал свой шедевр, нанося мазки величиной 1/20 - 1/40 мм. На такое был способен только Леонардо - это каторжный труд, работа одержимого. Особенно если учесть размеры всего 54x79 см!
Трудясь над "Джокондой" , Леонардо сильно подорвал здоровье. Обладая почти невероятной жизненной силой, он практически лишился ее к моменту завершения картины. Кстати, эта его самая совершеная и таинственная работа так и осталась недописанной. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был абсолютно прав. Ведь история знает немало примеров, того как отчаянное стремление закончить начатое становилось причиной самых невероятных случаев.
Однако он повсюду возил с собой именно эту свою работу, не расставался с ней ни на миг. А она все сосала и сосала из него жизненные силы.... В итоге в течение трех лет после прекращения работы над картиной художник стал очень быстро дряхлеть и скончался.
Несчастья и беды преследовали и тех, кто так или иначе был связан с картиной. По одной из версий, на картине изображена реальная, женщина, а не плод воображения. Лиза Герардини, жена флоретнтийского купца. Ее муж после свадьбы прожил очень недолго. любовник Джулиано Медичи вскоре умер от чахотки, а внебрачный сын "Джоконды" был отравлен.
На этом мистические влияния картины не прекратилось историки бесстрастно констатируют все новые факты ее паранормального воздействия на людей. Одним из первых это отметили служители Лувра - музыея, где хранится шедевр. Они давно перестали удивляться частым обморокам, которые случаются с посетителями возле этой картины, и отмечают, что если в работе музея бывает длительный перерыв, "Джоконда" будто бы темнеет лицом, но стоит посетителям вновь заполнить залы музея и отдать ей порцию восхищенных взглядов, как Мона Лиза словно оживает, проявляются сочные краски, фон осветляется, улыбка видна более четко. Ну как тут не поверить в энергетический вампиризм?
Не секретом является тот факт, что картина не только восхищает, но и пугает людей - причем испуганных не намного меньше, чем восхищенных. Чаще всего картина откровенно не нравится детям. Дети - более тонко организованные существа и чувствуют мир больше на уровне эмоций и интуиции. Они не заморочены всеобщим мнением что "Джоконда" - шедевр, и им принято восхищаться.