Найти тему

"Приключения Эраста Фандорина" - все книги, часть 1 - слабые.

Оглавление

А тем временем мои поездки продолжаются, впечатления и фотографии копятся, и более-менее спокойно сесть и начать о них рассказывать я смогу только в конце следующей недели. Путешествия по старинным городкам всегда будили интерес к историческим романам, а особенно - к ретро-детективам. Так уж повелось, что вершиной данного жанра в массовом сознании давно считаются "Приключения Эраста Фандорина", вышедшие из-под пера Бориса Акунина/Чхартишвили. И так, как о них писать гораздо проще, чем об историях и впечатлениях из поездок, тем более - продолжающихся, я решил на этой неделе вспомнить о похождениях дореволюционного сыщика, субъективно разделив их на "худшие" и "лучшие".

Деление условно - даже самые проходные произведения об Эрасте Фандорине значительно выше "средней температуры по рынку", а на лавры Галины Юзефович не претендую, поэтому с удовольствием почитаю ваши личные отзывы и мнения об описываемых книгах (если они выражены не в форме "аффтар дибил, ничо не понимает" или "Акунин меня бесит по политическим причинам, читать нибуду в принципи"). Отсюда же порядок изложения - это не рейтинг, поэтому банально иду хронологически, в том порядке, в котором книги выходили. Итак - слабые книги о Фандорине, поехали!

1999 — сборник "Особые поручения" (повести "Пиковый валет" (1886 год) "Декоратор" (1889 год))

-2

Первые 8 книг - это вообще "золотой фонд фандорианы", когда автор явно увлечен проектом, персонажем, описываемой эпохой и еще не "забронзовел", и не стал пихать в книги слишком явные отсылки к своим источникам вдохновения и политическим взглядам. Эти две повести несколько выбиваются из общей волны: вроде бы вот он, чуть ли не самый интересный период в истории Фандорина - его приключения в качестве чиновника особых поручений при губернаторе Москвы. В результате же и "Пиковый валет", и (особенно) "Декоратор" не дотягивают до лучших произведений про Эраста Петровича. Самая слабая (на мой взгляд) часть - это наличие Анисия Тюльпанова (в роли юного Ватсона при Холмсе-Фандорины) и Ангелины (в роли "большой любви") - всю их историю Акунин вместил в две коротких повести, поэтому когда оба "выбывают" из "фандорианы" навсегда, то читательский отклик на эти трагические события получается гораздо слабее, чем мог бы быть, если бы автор дал им "подышать" в еще паре-тройке романов или повестей. В результате, и авантюрная погоня за шайкой ловких мошенников, и поиски маньяка-убийцы получились самыми слабыми среди действительно качественных книг об Эрасте Петровиче.

2001 — Любовница смерти (1900 год) и Любовник смерти (1900 год)

-3

После "Особых поручений" Акунин быстро вернулся в форму, выдав два, возможно, сильнейших романа о Фандорине, но последовавшие за ними параллельные приключения Эраста инкогнито в Москве на рубеже XIX-XX веков оказались довольно слабыми. "Диккенсианский" "Любовник" слишком сильно заигрывает с Хитровкой из произведений Гиляровского, а декадентская "Любовница" - с "Клубом Самоубийц" Стивенсона. В результате, оба произведения получились вторичными (как к источникам вдохновения, так и к ранним романам о Фандорине), лишенные действительно интересных персонажей (как на московском преступном дне, так и в таинственном клубе суицидальных поэтов), да и в целом ничего нового в "фандориану" не приносят, хотя атмосфера мегаполиса, врывающегося в новое столетие вышла неплохой.

2003 - Алмазная колесница, том 1 "Ловец стрекоз" (1905 год)

-4

Еще одна упущенная возможность - какому любителю истории не будут интересны приключения Фандорина в разгар русско-японской войны и накануне Первой революции в Москве! Что же интересного подкинет нам Акунин? Акунин подкинул довольной слабую смесь из цитируемого целыми абзацами Куприна и поисками убийцы/боевика, скрывающегося от московской полиции - т.е. то, что мы уже читали дважды, в "Смерти Ахиллеса" и "Статском советнике". Ситуацию исправит том второй, но сам по себе "Ловец стрекоз" - это максимально вторичное и неинтересное произведение о максимально интересном историческом периоде. Что печально.

2006 — Нефритовые чётки (1881—1900 годы)

-5

Том, доказавший две вещи: Акунин очень плохо пишет рассказы о Фандорине, а также начинает держать читателя за дурака. Если раньше его отсылки к мировой классике носили очень аккуратный характер "шуток для избранных", то к "Алмазной колеснице" и "Нефритовым четкам", похоже, Григорий Шалвович очень обиделся, что его намеки и отсылки понимают только очень интеллектуальные читатели и стал сыпать "постмодерн" щедрыми щепотками. Иначе объяснить включение в рассказы прото-мисс Марпл, Шерлока Холмса и Арсена Люпена у меня не получается. В результате, под видом коллекции рассказов, закрывающих "белые пятна" в биографии Фандорина между большими романами, мы получаем литературный аналог "Угадай мелодию", где из 10 историй удались от силы 3-4.

2009 — Весь мир театр (1911 год)

-6

Об этом романе и говорить не хочется. Его главный недостаток - превращение престарелого Фандорина во влюбленного идиота просто потому, что иначе у автора не связывался сюжет. Хотя "сюжет" - это громко сказано! Театральный мир Москвы накануне Первой мировой - это кладезь для автора, с его невероятно колоритными личностями и их запутанными взаимоотношениями. Акунин же от Фандорина утомился, поэтому пишет роман спустя рукава, просто для того, чтобы его не забыли (ведь приключения Эраста Петровича - это главная дойная корова, с которой не сравнится ни один другой цикл автора). Поэтому - увы, ни романтики, ни детектива, ни юмора, ни интересного исторического фона. На момент прочтения "Весь мир театр" лично мне казалось, что ниже этого "фандориане" уже не упасть, но я ошибался...

2015 — Планета Вода (1903, 1906 и 1912 годы)

-7

Ошибался потому, что Акунину нужно было как-то закрыть cliffhanger из "Черного города", а желания и вдохновения не хватало. Отсюда - цикл из трех повестей, где хоть какой-то интерес представляет вторая, "Парус одинокий", где вспоминают Ангелину и место действия цикла о Пелагее. Титульная "Планета Вода" - плохая стилизация по Верна, Уэллса и фантастику Алексея Толстого, а "Куда ж нам плыть?" - это не смешной фарс с революционерами. Понятное дело, что борьба жандармов и радикалов в начале XX века напоминала схватку двух идиотов, но об этом написаны куда более интересные книги (в том числе - самими участниками этих событий). Как итог - наравне с "Весь мир театр", сборник "Планета Вода" может с полным правом считаться "дном фандорианы".

2018 — Не прощаюсь (1918 - 1919)

-8

Тот самый момент, когда автор окончательно решил, что с любимцем публики пора кончать. В результате вышел роман со смехотворной завязкой из бразильских сериалов (Фандорин выходит из четырехлетней комы) и абсолютно блеклой развязкой (понятное дело, гражданская война, выдающиеся личности гибнут направо и налево, но книги о Фандорине всегда далеко уходили от реальной истории в сторону гипертрофированного комикса, чтобы читатели могли принять такой финал цикла). Если добавить сюда попытки оживить сюжет за счет притягивания за уши "Адъютанта Его Превосходительства" и героя "Смерти на брудершафт" - и получаем... Получаем достаточно неплохой приключенческий роман в декорациях гражданской войны, который при этом является очень слабым завершением двадцатилетней эпопеи о Фандорине, а читатели такого не прощают (да, если честно, и не должны). Вот только все негативные тенденции "позднего Акунина" (пренебрежение к читателям, политизированность, усталость от персонажа, утрата интереса к описываемым событиям) были обязаны закончиться именно такой книгой.

Собственно, вот такой у меня получился список из "слабых" книг "фандорианы". Более чем уверен, что у многих читателей будут другие мнения об описываемых книгах, но, как уже говорилось, будет интересно их почитать и пообсуждать! А пока - до встречи в среду, когда я пробегусь по (исключительно на мой взгляд) самым "сильным" книгам об Эрасте Петровиче!

Все статьи в "Путешествиях Ленивца" можно удобно найти здесь.
-9