Найти тему

"Приключения Эраста Фандорина" - все книги, часть 2 - сильные.

Оглавление

С чего это я вдруг вспомнил про Эраста Петровича Фандорина - я уже писал в понедельник. Тогда же, собственно, и перечислил книги Акунина, которые субъективно считаю слабыми (и постарался объяснить почему). Поэтому сегодня снова "растекаться мыслью" не буду, а сразу перейду к тем романам, которые лично мне кажутся лучшими в Фандориане.

1998 — Азазель (1876 год)

-2

К концу 1990-х я был слишком мал, чтобы сознательно отследить ностальгию по "прошедшим времена", которая развилась на фоне не самого позитивного и радостного настоящего. А вот кому это удалось, так это Григорию Шалвовичу Чхарташвили. Ибо таких мощных дебютов, как "Азазель" Бориса Акунина еще поискать. Автору нравится его молодой герой, автору нравится играть в ассоциации с внимательными читателями, автору интересная описываемая с легкой иронией эпоха, автор отлично знаком с детективным жанром и виртуозно владеет языком. В результате родился роман, который, пусть и не сразу, но смог зацепить читательские массы на следующие двадцать лет.

1998 — Турецкий гамбит (1877 год)

-3

Как я уже писал в прошлой статье, Акунину далеко не всегда удавалось поместить Фандорина в центр реальных исторических событий (вроде, революции 1905 года или Гражданской войны), но с Русско-турецкой войной автору это удалось "на ура!". Несколько раздражает главная героиня, но и ей по этому показателю далеко до невероятно бесящих женских персонажей из "Любовницы смерти" или "Весь мир театр", а сам военный конфликт выписан с максимальным уважением к героям. В итоге - не лучший роман в цикле, но за приключениями Фандорина на Балканах следить очень интересно.

1998 — Левиафан (1878 год)

-4

В этом "герметичном" детективе есть над чем поворчать - и над недостатком этой самой герметичности, и над довольно неправдоподобной развязкой, но есть что-то очаровательное и старорежимное в этой истории о поиске убийц и пропавших сокровищ на океанском лайнере. Отдельно удался эффектный прием с несколькими рассказчиками, каждый из которых описывает события со своей точки зрения.

2000 — Смерть Ахиллеса (1882 год)

-5

Один из самых удачных сплавов "историчности" и "комиксности" в творчестве Акунина. Тут и кавказские мотивы, и ниндзя-Фандорин, наводящий шороху в притонах Хитровки, и хитроумный наемный убийца, и заговоры в высших эшелонах власти - в общем, намешано всего, и смесь получается на редкость вкусной. Отдельный плюсик - в то время Акунин не пытался доказать всему миру свою эрудицию и начитанность, поэтому параллели с "Илиадой" поданы довольно тонко (если вкратце - то есть прочтение "влоб", где Ахиллес=Скобелев/Соболев, а есть гораздо более глубокие аллюзии) и внимательному читателю подарят удовольствие от разгадывания авторских шифров, но при этом никаким образом не повлияют на восприятие книги, как хорошего исторического детектива о наемном убийце для тех читателей, что этих параллелей не заметят.

2000 — Статский советник (1891 год)

-6

Для меня - вершина цикла и лучший роман "фандорианы", где сведены воедино все основные мотивы цикла. Особенно хорошо удались чуть ли не прямые параллели с "Азазелью", намекающие, что все циклично под луной, только Эраст Петрович уже не наивный щенок, а матерый сыщик, единственным уязвимым (но не слабым) местом которого являются его принципы и честь. "Статский советник" также дарит нам, возможно, лучшего из злодеев цикла - эдакого анти-Фандорина, показывающего, кем бы он мог стать без тех самых принципов. Отлично получились террористы из "Боевой группы" - их образы резко контрастируют с будущими карикатурными издевками из сборника "Планета Вода". В общем - отличный роман, где есть все - интрига, напряженные боевые сцены, романтическая линия, неожиданные повороты сюжета. Хоть опять бери и перечитывай. Фильм, к слову, получился значительно хуже (даже в полной версии).

2000 — Коронация, или Последний из романов (1896 год)

-7

Воистину "Последний из романов" - последний из безоговорочно качественной первой семерки. На мой вкус - после "Статского советника", несмотря на то, что размах стал больше (от противостояния с террористами и бюрократами до дуэли с таинственным мориартиподобным злодеем, шантажирующим императорскую семью), "Коронация" вышла чуть-чуть слабее, а Фандорин взлетает совсем высоко (вплоть до романа с девицей из венценосной фамилии), плюс - итоговый поворот сюжета разгадался где-то на середине романа. Но все это - придирки, т.к. итоговый роман о "московском Фандорине" получился шикарным, полным запоминающихся сцен (чего стоит одна трагедия на Ходынке) и остроумных диалогов.

2003 — Алмазная колесница, том 2 "Между строк" (1878)

-8

Как я уже писал в прошлой главе, первый том о приключениях Фандорина в предреволюционной Москве 1905 года получился очень слабым, но вторая, и, судя по толщине, главная книга в дилогии стоила проходной первой части. "Между строк" - увлекательнейший историко-приключенческий роман о "гайдзине" в Японии конца XIX века и яркое напоминание о том, насколько может быть хорош Акунин, который работает над действительно интересной ему темой, а не просто "отбывает номер". Здесь какой-то рекорд по запоминающимся персонажам - от главных до второстепенных, от "туземцев" до "иностранцев", от бандитов до чиновников. Даже ниндзя умудряются хорошо вписаться в повествование, не оставляя ощущения идиотизма. Угадать повороты сюжета сложно, гибель второстепенных положительных персонажей печалит, ситуации и боевые эпизоды не дают заскучать - второй том "Алмазной колесницы" однозначно один из лучших романов "фандорианы", если не самый лучший, и то, исключительно из-за экзотичности локации.

2012 — Чёрный город (1914 год)

-9

Следующего качественного "Фандорина" пришлось ждать почти 10 лет, да и то, если сравнивать "Черный город" со старыми частями - сравнение выйдет не в его пользу. Но это все еще вполне увлекательный ретро-детектив в экзотических декорациях нефтяной столицы империи - Баку накануне Первой мировой. Злодей - вполне себе неплох, второстепенные персонажи - тоже, интрига не просчитывается сразу, да и обрывается книга на самом интересном месте. Жаль, что за "ЧГ" последует "Планета Вода" - одна из двух худших книг "фандорианы", а весь цикл закончится на "Не прощаюсь", которая оставит у преданных читателей не лучшие впечатления.

Собственно, на этом и закончу рассказ о лучших, на мой взгляд, частях "Приключений Эраста Фандорина". Опять же - мнения и аргументы субъективны, не сомневаюсь, что многие читатели оценивают эти книги иначе, так что если у вас другое мнение - не стесняйтесь его высказывать (только просьба - делать это спокойно и без "наездов", я человек нервный, с тяжелым банхаммером), я всегда люблю читать истории, рассказанные читателями канала. А засим - до пятницы, и новых встреч в "Путешествиях Ленивца".

Все статьи в "Путешествиях Ленивца" можно удобно найти здесь.
-10