5 марта 2020 года в Риме открылась большая выставка, посвященная 500-летию со дня смерти Рафаэля Санти. Мне посчастливилось побывать на самом первом сеансе перед отлетом в Москву. Я пришла за четверть часа до открытия, показала билет на смартфоне, и меня, к моему удивлению, сразу же впустили. Перед входом стояли всего несколько человек в очереди за билетами.
Экспозиция располагается (до сих пор) в престижном выставочном зале Museo Scuderie del Quirinale. Это здание с очень интересной историей. Начнем с того, что название буквально переводится как конюшни Квиринале. Они входят в комплекс Квиринальского дворца, который был построен в 1573 году как летняя резиденция папы Григория XII, затем служил дворцом римских пап и королей Италии. В настоящее время – это официальная резиденция Президента Италии. Здание конюшен было построено в 1722-1733 годах и вплоть до 1938 года использовалось по прямому назначению. В 1980-х годах в них располагался музей карет, что тоже близко к их первоначальной функции. В 1997-1999 годах здание было полностью модернизировано и в 2000 году открылось как выставочное пространство в рамках празднования юбилея католической церкви. С тех пор там происходят наиболее значительные выставки живописи. Так, весной 2010 году я была там на выставке Караваджо.
Жизнь и творчество Рафаэля неразрывно связаны с Римом и Ватиканом. Во второй половине 1508 года двадцатипятилетний Рафаэль переезжает в Рим и проводит в Вечном городе оставшиеся годы своей недолгой жизни. Его основными заказчиками были папы римские Юлий II и Лев X. Юлий II поручает расписать фресками Станцу делла Сеньятура, а потом еще три станцы (комнаты), которые мы теперь знаем, как Станцы Рафаэля. По заказу того же папы он пишет «Сикстинскую мадонну» (1512—1513) для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце, а также еще около десяти Мадонн для алтарей. Всю его поразительно плодовитую и плодотворную деятельность в Риме, которая включает не только сакральную, но и портретную, фресковую живопись, а также архитектурные проекты, невозможно описать. Я сделала это лирическое отступление для того, чтобы напомнить, что значил Рафаэль для Рима, а Рим для Рафаэля. Поэтому не удивительно, что самая значимая и обширная экспозиция работ художника представлена именно в Риме.
На выставке можно увидеть более 200 шедевров, 120 из которых принадлежат кисти самого Рафаэля. Экспонаты предоставлены такими музеями как галерея Уффици, которая щедро одолжила около 50 работ, итальянские галереи: Музеи Ватикана, Национальная галерея старинного искусства (Рим), Национальная художественная галерея Болоньи, Музей Каподимонте (Неаполь), Национальный археологический музей Неаполя, Фонд музеев Брешии. Зарубежные музеи: Лувр, Национальная галерея Лондона, Национальная галерея искусства Вашингтона, Национальный музей Прадо (Мадрид), Музей Альбертина (Вена), Британский музей, Британская королевская коллекция, Музей изобразительного искусства (Страсбург).
Я решила быстро пробежаться по выставке пока было мало народу, а потом вернуться и рассматривать внимательно каждую картину. Кроме меня в залах было всего 2-3 человека, а на втором этаже первое время я была единственным посетителем. К счастью, на выставке разрешалось фотографировать, и к тому же мне никто не мешал. Это самая большая удача для фотографа-любителя, которая случается крайне редко. Однако, когда я рассмотрела свои фотографии, слегка расстроилась потому, что получились не очень четко. В зале был полумрак, а картины ярко освещались.
Выставка построена по ретроспективному принципу и ведет обратный отсчет от года смерти Рафаэля в 1520 году. Экспозиция начинается с картины французского художника Пьера-Ноласк Бержере «Посмертные почести Рафаэлю» (1806) из коллекции музея шато Мальмезон. В соседнем зале находится копия гробницы художника в Пантеоне. В последующих залах представлены зрелые, а затем ранние работы.
Концепция выставки достаточно сложная. Она не только ретро-хронологическая, но и тематическая. Тематика пытается наиболее полно охватить его вклад в культуру Возрождения не только как художника и архитектора, но и мыслителя. Приведу лишь некоторые сюжеты. Отдельный зал посвящен письму Рафаэля, адресованному папе Льву X, с призывом сохранить древнеримские памятники от разрушения и опустошения. Подлинник письма 1519 года из Государственного архива Мантуи выставлен в стеклянной витрине.
А со стен на него смотрят главные действующие лица этой истории. Рафаэль, изобразивший себя на автопортрете с другом (1518-1520, Лувр). Лев X, которого не нужно было долго убеждать в необходимости бережного отношения к античному наследию, запечатлен художником на парадном портрете «Папа Лев X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси» (1518, Уфицци). Лев X, сын Лоренцо Великолепного, происходил из могущественной семьи флорентийских правителей и меценатов Медичи. Будучи страстным любителем искусства, он поддерживал многие начинания Рафаэля и сам инициировал амбициозные проекты. Третий участник этой культурной инициативы и соавтор письма поэт-гуманист Бальдассарре Кастильоне Санцио изображен на портрете кисти Рафаэля (1514-1515, Лувр).
Фильм, подготовленный Scuderie del Quirinale, подробно рассказывает об этом письме.
Еще один зал посвящен архитектурным проектам Рафаэля, поскольку он занимал официальную должность архитектора и руководил реконструкцией собора Святого Петра. Здесь представлены большие гипсовые копии фасадов дворцов, построенных по его проектам.
Очень красивая экспозиция посвящена эскизам гобеленов для Сикстинской капеллы, сделанных Рафаэлем по заказу Льва X. Цветные эскизы на картоне в натуральную величину создают полную иллюзию вышитых шелком драгоценных полотен, развешанных на стенах.
Я не ставлю перед собой невыполнимую цель описать всю выставку. Слишком мало времени у меня было для ее посещения, да и жанр онлайн канала призывает к краткости. Расскажу о зале, который произвел на меня самое большое впечатление. Его темой является «Поэзия и живопись: женский идеал». Ни для кого не секрет, что красивый, как античный бог, Рафаэль, был тонким ценителем женской красоты во всех ее проявлениях. В зале представлена композиция из трех картин, на которых изображены красавицы с кокетливым жестом стыдливой Венеры. Между ними помещена старинная скульптура Venus Pudica. И рядом в витрине выставлено старинное колье из рубинов, как на одном из портретов. Я думаю, что искушенный читатель сразу догадался, что это за портреты. Конечно, это La Fornarina (1520) из Национальной галереи старинного искусства и La Velata (1516) из Палатинской галереи дворца Питти. На обеих картинах изображена Маргарита Лути, дочь римского булочника, прославленная в веках, как возлюбленная Рафаэля и его самая прекрасная модель. Разница в том, что на одном она изображена полуобнажённой, а на другом окутанной вуалью. А вот третью картину, возможно, не удалось сразу идентифицировать. Мне она точно не была знакома потому, что «Портрет молодой женщины» (1518-1520) хранится в Музее изобразительного искусства Страсбурга. Она тоже очень похожа на Форнарину, хотя вид у нее более строгий и целомудренный.
Около некоторых картин были выставлены эскизы углем. Удивительно как они сохранились в течение 500 лет. Интересно было наблюдать, как первоначальный черно-белый замысел воплощался в законченное произведение искусства. Следует отметить, что в экспозиции было не очень много больших полотен, но много рисунков.
Ретроспектива заканчивается двумя ранними работами, написанными во Флоренции сразу после переезда из Умбрии. Это знаменитая и загадочная «Дама с единорогом» (1505-1506) и не столь известная картина «Сон рыцаря» (1503). Рассматривая работы юного гения, я в очередной раз отметила про себя, что никакие они не ранние, а достаточно зрелые. Это особенно было заметно, когда я была в доме-музее Рафаэля в Урбино, где было выставлено несколько совсем еще детских работ и много работ его отца художника Джованни де Санти. Фреска «Мадонна с младенцем» (1498), созданная пятнадцатилетним юношей, кажется значительно более зрелой, чем работы его отца, профессионального живописца.
Заключительным аккордом грандиозной выставки был юношеский автопортрет Рафаэля, написанный около 1506 года, т.е. в возрасте 23 лет. Я уходила с выставки, унося с собой образ вечно юного гения итальянского Ренессанса. Если самой красивой женской моделью была Форнарина, то наиболее совершенной мужской моделью был сам Рафаэль.
Этот портрет мне хорошо знаком потому, что поразил своей духовной красотой, просвечивающей сквозь прекрасные юные черты, еще несколько лет назад на выставке Рафаэля в музее изобразительных искусств имени Пушкина. Она очень точно и емко называлась «Чистейшей прелести чистейший образец», объединив двух гениев на все времена. Думаю, что многие читатели посетили эту выставку осенью 2016 года, отстояв многочасовую очередь.
Я не буду подробно описывать московскую выставку, отмечу лишь то, что роднит эти две экспозиции. В отличие от концепции в Scuderie del Quirinale в Пушкинском музее автопортрет Рафаэля не завершал, а открывал выставку, настраивая зрителя на созерцание его работ. Это отчасти связано с тем, что представленные работы в основном были написаны художником в возрасте от 20 до 25 лет, т.е. до его переезда в Рим. Время написания автопортрета приходится как раз на середину этого периода. Конечно, московская выставка была значительно меньше римской. В Пушкинском музее были представлены 11 работ: 8 живописных и 3 графических. Восемь шедевров Рафаэля прибыли из знаменитой галереи Уффици во Флоренции, по одной работе из Национальной галереи Марке (Урбино), Национальной пинакотеки Болоньи и Пинакотеки Тозио Мартиненго (Брешиа). Вся экспозиция при достаточно плотной развеске поместилась в одном зале. Однако несмотря на камерный размер, она уникальна тем, что была первой выставкой Рафаэля такого масштаба в России.
Медленно двигаясь по выставке в потоке посетителей, я поняла, что уже видела эти картины в разных итальянских музеях. Однако их концентрация в одном пространстве производила ошеломляющий эффект. Единственной неизвестной мне картиной был потрясающий «Экстаз святой Сесилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной» из Пинакотеки Болоньи. Больше всего запала в душу очаровательная «Мадонна великого герцога» (1505) из Палатинской галереи дворца Питти. Я была очень рада увидеть ее снова в Риме среди ранних работ художника.
Эти две непохожие выставки объединяет то, что они органично дополняют друг друга. Российские зрители, которые побывали на московской выставке, могут легко переключиться на римскую, особенно, если, как я, начнут ее посещение с конца, т.е. с автопортрета Рафаэля.
Настало самое время сообщить хорошую новость, хотя она начинается грустно. Благополучно прилетев в Москву, я с тревогой следила за событиями в Италии. Предчувствия меня не обманули. Проработав три дня с 5 по 8 марта выставка закрылась на карантин на неопределенное время. Можно только представить какие проблемы встали перед организаторами, у которых на руках оказались двести бесценных экспонатов из десятков музеев Италии и мира! Я продолжала отслеживать судьбу выставки. Наконец, пришло долгожданное известие. Было объявлено о ее повторном открытии 2 июня, т.е. в день, когда она должна была закрыться. И теперь действительно хорошая новость. Выставка будет открыта до 30 августа. Теоретически есть еще шанс посетить ее, если откроют границы и не накроет вторая волна.
Благодаря доброй воле и солидарности музейных учреждений и коллекционеров, которые предоставили шедевры Рафаэля, выставка будет открыта до 30 августа, и устроителям удастся компенсировать три месяца работы, которые были запланированы до чрезвычайной ситуации в области здравоохранения. Все это время холсты и рисунки хранились в темноте. Конечно, эпидемия внесла свои коррективы в порядок посещения выставки. При входе будет измеряться температура с помощью термосканера, посетителям должны носить маску и поддерживать дистанцию не менее двух метров. Необходимо будет следовать графическим указаниям на полу, которые указывают маршрут в одну сторону.
В заключение хочу поделиться забавным сообщением. Большой обзор в «Корьере делла сера» о выходе Италии, вообще, и музеев, в частности, из карантина начинается с фразы о любви русских туристов к Италии и Рафаэлю. Привожу его полностью.
«Русские всегда любили Рафаэля. Когда Красная Армия вошла в Дрезден, они сначала отправились на поиски Сикстинской Мадонны Рафаэля - любимой картины Достоевского, который упоминает ее в «Преступлении и наказании", "Бесах" и "Подростке», и забрали в Москву. В течение десяти лет Советский Союз пытался отрицать, что увез шедевр, на котором художник придал Мадонне лицо любимой женщины. Затем СССР вернул его «товарищам» в Восточной Германии, но сначала Мадонна была выставлена в Пушкинском музее. Вся Москва стояла в очереди, чтобы увидеть ее; и в течение нескольких месяцев музей оставался открытым до 3 часов утра».
Очень советую посмотреть короткий фильм о выставке, подготовленный Scuderie del Quirinale. К сожалению, он без субтитров, но можно понять без слов.
Raffaello 1520-1483. Una passeggiata in mostra
"Raffaello 1520-1483" di Exhibition on Screen с английскими субтитрами.
На сайте Scuderie del Quirinale доступно несколько очень интересных видео об отдельных темах выставки и выходящих за ее пределы
Полезная информация
Адрес музея:
Museo Scuderie del Quirinale: Roma - Via Ventiquattro Maggio 16
Тел. +39 02 9289 7722
Сайт: https://www.scuderiequirinale.it/
Цена билета 15 €
Новые часы работы для публики со 2 июня
С понедельника по воскресенье с 9:00 до 22:00
Вход до 20.30.