Вопрос финансирования для малого бизнеса часто решается только одним путем: свои накопления или деньги родных и друзей. Иногда под влиянием интересного рассказа друга о возможности заработать, мы одалживаем деньги, которые потом теряем. Тогда могут разрушиться и дружеские отношения. Какие вопросы стоит задать приятелю, который пришел просить взаймы, чтобы оберечь и его, и себя от будущих проблем?
Начиная что-либо новое, даже, например, учебу в университете, мы всегда знаем, куда хотим прийти и что получить в конце. Часто при начале нового бизнес-проекта такое видение отсутствует. То есть да, есть какое-то впечатление о том, что другие на этом хорошо зарабатывают, но это не всегда значит, что и у вас все будет происходить так же.
Итак, если к вам пришел друг, который горит желанием начать тьюнинговать авто и превращать их в электрические, а еще хочет создать аппликуху для продажи таких авто, как узнать, стоит ли вкладывать? А вдруг это – новый Илон Маск? Ведь друг энергично рассказывает вам, как его знакомый заработал кучу денег на онлайн магазине пару лет назад, что акции Теслы нереально выросли за последние годы и вообще – будущее за электромобилями. А он всю жизнь ремонтирует свою «Ладу», и конечно же, сможет затьюнинговать и любое авто!
Но, прежде чем загореться идеей вместе с ним, давайте опустим эмоции и немного детальнее подойдем к вопросу.
Во-первых: рискуй там, где разбираешься!
Спросите у друга, как долго он провел за изучением темы, и есть ли у него единомышленники из данной отрасли, готовые рисковать вместе с ним.
Ведь чтобы переделать авто в электрокар, надо самому иметь опыт и знания. И речь идет не просто о ремонте, а замене двигателя, процедуре проверки и регистрации во многочисленных инстанциях, а также послепродажного сервиса (если подходить к проекту серьезно).
Во-вторых: знай своих конкурентов
Спросите, а много ли друг знает и проанализировал похожих компаний, которые занимаются таким же делом? Сколько видео от известных специалистов по тьюнингу от просмотрел и какие выводы сделал? В каком регионе он будет работать и почему?
Часто, новое дело, начатое без понятия о конкурентах и их действиях, приводит к плохим сюрпризам после открытия бизнеса.
В-третьих: знай на кого равняться
Узнайте, есть ли у вашего друга на примете компания, схожая с его проектом, которая стала успешной. Нет, это не Тесла, хотя она подходит для вдохновения и визии. Но такая, но которую будет реально равняться в первые несколько лет. Выяснил ли он, что они сделали хорошо и что плохо? Сколько смогли заработать и почему? Как именно они организовывают свой бизнес? Ведь самое полезное в жизни – сначала научиться от лучших и успешных в своей весовой категории, вдохновляясь топ мастерами.
В-четвертых: ставь конкретные цели
Спросите у вашего друга, составил ли он не только список вложений и расходов для нового проекта. С таким списком, как раз у предпринимателей обычно нет проблем. Иногда подсчитывают даже план парковочных талончиков. Но вот с детализацией ожидаемого дохода у всех идет очень тяжко. Есть ли план, когда именно и от кого начнут поступать первые деньги? То есть, в какие месяцы и почему именно тогда? Какие категории клиентов принесут сколько оборота и почему? Как именно будут привлекаться клиенты и какое количество будет обращаться с запросами и делать заказы в неделю/ в месяц и почему?
В-пятых: сделай план на случай глубокого кризиса
Спросите у друга, как будет выглядеть возврат денег, если кризис продлится еще год или полтора? А если – два? А если что-то поменяется на рынке? Как он к этому подготовился?
Часто в планах, которые строят предприниматели, есть только один сценарий развития событий. Почти никогда и никто при разговоре с приятелями насчёт займа не делает план на случай кризиса или продолжения его еще год-два.
А ведь всегда должен быть альтернативный план возврата кредита, в случае если вообще ничего не получилось. Например, продажа собственных активов или способность переориентироваться, например, в ремонтную мастерскую с полным онлайн-сервисом через апп и доставкой авто к двери клиента после ремонта в случае, если за полтора года ничего не получилось.
В-шестых: собери команду
Узнайте, а кто именно будет работать в компании при увеличении количества заказов. Есть ли эти люди на примете уже сегодня? Ведь одно дело – запланировать прирост оборота и клиентов, а совсем другое – фактически мочь обеспечить это. Обычно предприниматели на начальных этапах стараются делать все своими силами, что часто правильно. Однако, очень много компаний падают во время первого кризиса развития, когда приходит успех и заказы растут, но уже невозможно работать без дополнительного набора знающих кадров, и хотя бы частично формальных систем управления. В этот момент компании просто не справляются с новой моделью управления и работы, уходят в проблемы, теряют клиентов и даже закрываются!
В-седьмых: имей фокус и контроль
Спросите у друга, как именно от будет распределять свое время в данном проекте, и ведет ли он несколько проектов параллельно. Сколько часов в день он будет посвящать бизнесу и что именно будут делать все участники? Как будут разделены обязанности? Кто и за что будет отвечать? Ведь часто ввиду того, что на ранних стадиях развития предприниматели занимаются практически всем, вопрос правильного распределения времени, а также объективного контроля за финансами и контрактами часто остается без внимания.
Советы относительно того, куда вкладывать время, а куда – нет, часто эффективнее всего принимаются от стороннего человека, который или администрирует кампанию или входит, например, в совет директоров. Ведь очень важно вовремя нажать стоп-кран и не попасться в ловушку легких денег и рисковых контрактов с целью продемонстрировать что все идет отлично.
Есть много дополнительных важных моментов при принятии решения, давать ли деньги взаймы. Но помните, что будущее всегда неопределенно. Поэтому как вам, так и вашим знакомым перед началом новых проектов необходимо всегда прорабатывать как хорошие, так и самые плохие вообразимые сценарии. Ведь это поможет вам протестировать «стойкость» своих идей и финансового положения в разных ситуациях. А еще – чем конкретнее и прямее будут ваши вопросы другу, тем легче вам и ему будет понять, насколько много «дыр» в проекте и готовы ли вы вообще для такого дела.