Найти тему
PRO.Капитал

Что спросить у друга, который пришел занять денег для бизнес-проекта электромобилей

Друзья часто предлагают идеи, которые по их мнению обязательно "выстрелит".
Друзья часто предлагают идеи, которые по их мнению обязательно "выстрелит".

Вопрос финансирования для малого бизнеса часто решается только одним путем: свои накопления или деньги родных и друзей. Иногда под влиянием интересного рассказа друга о возможности заработать, мы одалживаем деньги, которые потом теряем. Тогда могут разрушиться и дружеские отношения. Какие вопросы стоит задать приятелю, который пришел просить взаймы, чтобы оберечь и его, и себя от будущих проблем?

Начиная что-либо новое, даже, например, учебу в университете, мы всегда знаем, куда хотим прийти и что получить в конце. Часто при начале нового бизнес-проекта такое видение отсутствует. То есть да, есть какое-то впечатление о том, что другие на этом хорошо зарабатывают, но это не всегда значит, что и у вас все будет происходить так же.

Итак, если к вам пришел друг, который горит желанием начать тьюнинговать авто и превращать их в электрические, а еще хочет создать аппликуху для продажи таких авто, как узнать, стоит ли вкладывать? А вдруг это – новый Илон Маск? Ведь друг энергично рассказывает вам, как его знакомый заработал кучу денег на онлайн магазине пару лет назад, что акции Теслы нереально выросли за последние годы и вообще – будущее за электромобилями. А он всю жизнь ремонтирует свою «Ладу», и конечно же, сможет затьюнинговать и любое авто!

Но, прежде чем загореться идеей вместе с ним, давайте опустим эмоции и немного детальнее подойдем к вопросу.

Во-первых: рискуй там, где разбираешься!

Спросите у друга, как долго он провел за изучением темы, и есть ли у него единомышленники из данной отрасли, готовые рисковать вместе с ним.

Ведь чтобы переделать авто в электрокар, надо самому иметь опыт и знания. И речь идет не просто о ремонте, а замене двигателя, процедуре проверки и регистрации во многочисленных инстанциях, а также послепродажного сервиса (если подходить к проекту серьезно).

Разбираться в деталях приходится всем начинающим предпринимателям.
Разбираться в деталях приходится всем начинающим предпринимателям.

Во-вторых: знай своих конкурентов

Спросите, а много ли друг знает и проанализировал похожих компаний, которые занимаются таким же делом? Сколько видео от известных специалистов по тьюнингу от просмотрел и какие выводы сделал? В каком регионе он будет работать и почему?

Часто, новое дело, начатое без понятия о конкурентах и их действиях, приводит к плохим сюрпризам после открытия бизнеса.

В-третьих: знай на кого равняться

Узнайте, есть ли у вашего друга на примете компания, схожая с его проектом, которая стала успешной. Нет, это не Тесла, хотя она подходит для вдохновения и визии. Но такая, но которую будет реально равняться в первые несколько лет. Выяснил ли он, что они сделали хорошо и что плохо? Сколько смогли заработать и почему? Как именно они организовывают свой бизнес? Ведь самое полезное в жизни – сначала научиться от лучших и успешных в своей весовой категории, вдохновляясь топ мастерами.

В-четвертых: ставь конкретные цели

Спросите у вашего друга, составил ли он не только список вложений и расходов для нового проекта. С таким списком, как раз у предпринимателей обычно нет проблем. Иногда подсчитывают даже план парковочных талончиков. Но вот с детализацией ожидаемого дохода у всех идет очень тяжко. Есть ли план, когда именно и от кого начнут поступать первые деньги? То есть, в какие месяцы и почему именно тогда? Какие категории клиентов принесут сколько оборота и почему? Как именно будут привлекаться клиенты и какое количество будет обращаться с запросами и делать заказы в неделю/ в месяц и почему?

Чёткий план и список действий спасает в моменты наибольшей нагрузки, когда нет времени рассуждать.
Чёткий план и список действий спасает в моменты наибольшей нагрузки, когда нет времени рассуждать.

В-пятых: сделай план на случай глубокого кризиса

Спросите у друга, как будет выглядеть возврат денег, если кризис продлится еще год или полтора? А если – два? А если что-то поменяется на рынке? Как он к этому подготовился?

Часто в планах, которые строят предприниматели, есть только один сценарий развития событий. Почти никогда и никто при разговоре с приятелями насчёт займа не делает план на случай кризиса или продолжения его еще год-два.

А ведь всегда должен быть альтернативный план возврата кредита, в случае если вообще ничего не получилось. Например, продажа собственных активов или способность переориентироваться, например, в ремонтную мастерскую с полным онлайн-сервисом через апп и доставкой авто к двери клиента после ремонта в случае, если за полтора года ничего не получилось.

В-шестых: собери команду

Узнайте, а кто именно будет работать в компании при увеличении количества заказов. Есть ли эти люди на примете уже сегодня? Ведь одно дело – запланировать прирост оборота и клиентов, а совсем другое – фактически мочь обеспечить это. Обычно предприниматели на начальных этапах стараются делать все своими силами, что часто правильно. Однако, очень много компаний падают во время первого кризиса развития, когда приходит успех и заказы растут, но уже невозможно работать без дополнительного набора знающих кадров, и хотя бы частично формальных систем управления. В этот момент компании просто не справляются с новой моделью управления и работы, уходят в проблемы, теряют клиентов и даже закрываются!

Большой поток клиентов так же плох как и их отсутсвие. Когда покупателю нужно ждать слишком долго заказа, есть шанс, что он уйдёт и никогда не вернётся.
Большой поток клиентов так же плох как и их отсутсвие. Когда покупателю нужно ждать слишком долго заказа, есть шанс, что он уйдёт и никогда не вернётся.

В-седьмых: имей фокус и контроль

Спросите у друга, как именно от будет распределять свое время в данном проекте, и ведет ли он несколько проектов параллельно. Сколько часов в день он будет посвящать бизнесу и что именно будут делать все участники? Как будут разделены обязанности? Кто и за что будет отвечать? Ведь часто ввиду того, что на ранних стадиях развития предприниматели занимаются практически всем, вопрос правильного распределения времени, а также объективного контроля за финансами и контрактами часто остается без внимания.

Советы относительно того, куда вкладывать время, а куда – нет, часто эффективнее всего принимаются от стороннего человека, который или администрирует кампанию или входит, например, в совет директоров. Ведь очень важно вовремя нажать стоп-кран и не попасться в ловушку легких денег и рисковых контрактов с целью продемонстрировать что все идет отлично.

Есть много дополнительных важных моментов при принятии решения, давать ли деньги взаймы. Но помните, что будущее всегда неопределенно. Поэтому как вам, так и вашим знакомым перед началом новых проектов необходимо всегда прорабатывать как хорошие, так и самые плохие вообразимые сценарии. Ведь это поможет вам протестировать «стойкость» своих идей и финансового положения в разных ситуациях. А еще – чем конкретнее и прямее будут ваши вопросы другу, тем легче вам и ему будет понять, насколько много «дыр» в проекте и готовы ли вы вообще для такого дела.