Он любил скрипку и писал только для скрипки. "Шопен скрипки", "Второй Паганини" - как только не называли молодого Генрика Венявского. Действительно, польский музыкант был одарен изумительным талантом. Его виртуозные возможности, казалось, не имели границ. О нём писали: "Волшебный смычок его до такой степени увлекателен, звуки его скрипки так магически действуют на душу, что этого артиста нельзя довольно наслушаться..." "Кажется, звуки, по мановению правой руки, сами собой вспархивают со скрипки... Словно вольная птица вознеслась в поднебесье и простёрла в воздух свои пёстрые крылья".
Родина Венявского - старинный польский город Люблин. Будущий знаменитый скрипач появился на свет 10 июля 1835 года в семье врача. Когда Генрику было 6 лет, он услышал выступление венгерского скрипача Миски Гаузера. Впечатления Генрика были столь велики, что он напевал сыгранные Гаузером мелодии, скребя палочкой по двум струнам, прилаженным им к дощечке в виде скрипки. Мать, вопреки предубеждению супруга, настояла на необходимости профессионального образования. Уже через полтора года Генрик играл сложные в техническом отношении концерты Берио. Успехи маленького Генрика были столь поразительны, что отец решил показать его известному чешскому скрипачу Панофке. После одобрения таланта Генрика Панофкой, семья решила отправить сына в Парижскую консерваторию для получения профессионального образования.
Осенью 1843 года мать с восьмилетним сыном выехали в Париж. Генрика показали одному из лучших профессоров, Жозефу Ламберу Массару, который, в качестве испытания, предложил совсем юному музыканту за две недели выучить по слуху без скрипки труднейший концерт Крейцера. Потрясенный результатом, профессор стал добиваться приема Генрика в консерваторию, куда, во-первых, не принимали иностранцев, а во-вторых, не принимали детей младше 12 лет. Для того чтобы преодолеть положения Устава консерватории, пришлось добиться особого декрета министра внутренних дел о приеме Венявского. Генрик был зачислен в консерваторию 8 ноября 1843 года. Ему было в ту пору всего 8 лет.
В 1846 году на выпускном конкурсе, в присутствии многих выдающихся музыкантов Парижа, в том числе Гектора Берлиоза, Генрик с виртуозным блеском и эмоциональным подъемом исполнил Концерт № 17 Виотти, несмотря на отсутствие опыта концертных выступлений и соперничество с другими студентами, которые были значительно более зрелыми артистами. Жюри единогласно присудило одиннадцатилетнему ребенку I премию и большую золотую медаль, что стало уникальным случаем в истории Парижской консерватории. Венявский с триумфом закончил консерваторию и, поскольку он был русским стипендиатом, директор, композитор Д. Обер вручил Генрику Венявскому бесценный для юного исполнителя подарок от русского императора Николая I – скрипку Гварнери дель Джезу.
В начале 1849 года Генрик Венявский вновь поступает в Парижскую консерваторию, и через год вновь заканчивает ее с I премией по классу композиции Ипполита Колле.
С 1850 года Венявский начинает активную концертную деятельность. С огромным успехом проходят гастроли скрипача в Германии. Игру его все чаще сравнивают с исполнением других выдающихся скрипачей-виртуозов, подчеркивая страстный, виртуозно-романтический стиль игры Венявского. Он поражал не только техникой, но и огневой эмоциональностью. Перед Генриком открылась широкая дорога концертирующего виртуоза. Он молод, красив, обаятелен, у него весёлый характер, привлекающий к нему сердца, а его игра завораживает слушателей.
В 1851 - 1853 годах Венявский гастролировал по России, дав за два года около двухсот концертов.
В середине 1850-х годов после его выступления в Гааге были выпущены портреты и литографии, а скульптор Лякомбле вылепил его бюст.
Венявский прочно занял одно из первых мест среди лучших скрипачей мира. О нем ходили легенды, что он получил в наследство от Паганини магическое искусство великого артиста. По отзывам современников, игра Венявского, особенно исполнение им произведений Паганини, очень напоминала игру самого гениального скрипача. Венявский обладал удивительным умением с первых же минут захватить слушателей, увлечь их, затронуть сокровенные струны человеческой души. И впечатление от его игры не исчезало после концерта, долго еще волновало слушателей. Недаром Венявского называли волшебником.
Поворотным в личной жизни стал для Венявского 1859 год. Он ознаменовался помолвкой с дочерью лорда Томаса Хэмптона Изабеллой и приглашением в Петербург на должность солиста императорских театров, солиста двора и Петербургского отделения Русского музыкального общества. Бракосочетание состоялось в Париже в 1860 году. На свадьбе присутствовали Берлиоз и Россини.
По требованию родителей невесты Венявский застраховал свою жизнь на баснословную сумму 200 000 франков. Необходимость ежегодно выплачивать огромный взнос легла на плечи Венявского тяжким бременем до конца жизни. Концертные сборы были основным, но самым непредсказуемым источником дохода, однако только они обеспечивали жизнь концертирующего солиста. Насыщенный ритм жизни начинал сказываться на здоровье Венявского. В 1867 году его настигает первая беда – глухота. Временами он практически терял слух, но старался скрывать болезнь, которую помогло преодолеть лишь долгое и упорное лечение.
В 1872 году Венявский уезжает в Европу, а затем, вместе с Антоном Рубинштейном, подписывает контракт о проведении турне по Америке. За 8 месяцев музыканты, ставшие первыми крупными европейскими виртуозами, гастролировавшими в Америке, должны были дать 215 концертов. Рубинштейн не выдержал напряженного ритма и вернулся к своим делам, а Венявский завершил турне только в 1874 году. Результатом гастролей стала тяжелая болезнь сердца. Среди дикого ритма концертов и выступлений скрипач находил время для азартной игры. Он словно сознательно прожигал жизнь, не щадя и без того слабого здоровья.
Спасти положение, в том числе материальное, помогло предложение, полученное во время американского турне: в 1875 – 1877 годах Венявский вел класс скрипки в Брюссельской консерватории (в связи с уходом Анри Вьетана). Здесь он воспитал своего самого известного ученика – выдающегося Эжена Изаи, по игре и записям которого мы можем составить впечатление об исполнительской манере самого Венявского.
В 1877 году Генрик Венявский вновь погружается в интенсивную концертную деятельность. Однако ухудшение состояния здоровья ставило вопрос о дальнейшей творческой деятельности, – Венявского заставляло работать лишь тяжелое материальное положение. В эти годы Венявский вынужден был играть сидя (мучил ревматизм, боли в правой руке и отеки ног). 1879 год прошел в гастролях по югу России, и обострившаяся болезнь настигла его в Одессе. В эти последние годы еще молодой, но совершенно больной Венявский был вынужден работать только для того, чтобы выплатить злополучный страховой взнос. Ведь в случае неуплаты он терял всю страховую премию, собранную в течение 19 лет, и его семья оставалась без средств.
Венявский вернулся в Москву. После сердечного приступа во время концерта он попал в Мариинскую больницу. Из Мариинской больницы его забрала Надежда Филаретовна фон Мекк. Она обеспечила безупречный уход за композитором. Петр Ильич Чайковский писал ей: "Последние дни его будут скрашены Вашими заботами о нём. Очень жаль его. Мы потеряем в нём неподражаемого в своем роде скрипача и очень даровитого композитора. В этом последнем отношении я считаю Венявского очень богато одарённым… ". В доме Н. Ф. фон Мекк на Рождественском бульваре, 12, композитор скончался 31 марта 1880 года в возрасте 44 лет.
Легенда