«Некоторые люди никогда не смогут поверить в себя, пока кто-то не поверит в них»
Именно слоган этого фильма отлично раскрывает всю его сущность. "Умница Уилл Хантинг" ( "Good Will Hunting"), режиссера Гаса Ван Сета, появившийся на больших экранах в 1997 году и удостоившийся двух премий "Оскар".
Сюжет.
Фильм повествует о жизни 20-ти летнего вундеркинда, которого сложно назвать "хорошим парнем". Главный герой постоянно попадает в неприятности, некоторые из которых заканчиваются в полицейском участке. Но Уилл Хантинг не так прост, как кажется на первый взгляд. В свободное от работы и друзей время, он занимается самообразованием и достигает больших успехов в математике, которые кажутся для него незначительными и не столь важными. После очередной драки и ареста, главный герой попадает под опеку профессора математики, но все не так просто. Профессор ставит перед Уиллом два условия: 1. Уилл начинает систематически заниматься математикой. 2. Ему придется пройти курсы психотерапии. Именно последующие взаимоотношения главного героя с его психотерапевтом и составляют ядро фильма.
"Сложная теорема — это как симфония, она эротична."
Сценарий.
Не могу упустить тот факт, что написан он был Мэттом Деймоном и Беном Аффлеком (на тот момент им было 27 и 25 лет соответственно), которые и получили премию "Оскар" в номинации "Лучший оригинальный сценарий."
— Почему он прячется? Почему он никому не доверяет? Да потому что он был брошен теми людьми, которые должны были любить его больше всех.
— Не лезь ко мне с этим Фрейдовским дерьмом!
— Выслушай, Джерри. Почему он общается с этими тупыми образинами? Да потому что любой из них башку тебе пробьет за него. Это называется преданностью.
— Очень трогательно.
— Это не влияние. Он сам отвергает тех людей, прежде чем они подумают бросить его. Это механизм защиты и всё. Из-за этого он был одинок все свои 20 лет. Это будет снова и снова. Я не хочу чтоб такое с ним произошло снова.
Актеры.
- Мэтт Деймон — Уилл Хантинг
- Робин Уильямс — Шон Мэгуайр
- Стеллан Скарсгард — Джеральд Ламбо
- Бен Аффлек — Чакки Сэлливан
- Минни Драйвер — Скайлар
О чем же все-таки фильм.
Здесь содержится несколько проблем. На поверхности лежит проблема детских травм и как они влияют на нашу последующую жизнь. Если копнуть глубже, то фильм задает нам вопросы: какая же все-таки цель жизни? Как сделать правильный выбор? Что-же важнее - любовь или карьера? Кто мы есть на самом деле? Насколько важен наставник?
Хотелось бы разбить фильм на линии взаимоотношений главного героя с остальными персонажами:
- Уилл Хантинг и Шон Мэгуайр
Два лучших друга, которые идут плечом к плечу по жизни, но главная нить в их взаимоотношениях наблюдается в обращении Шона к Уиллу:
"Но ты, ты сидишь на выигрышном билете и дрефишь его обналичить. И это дерьмо собачье, потому что я бы все отдал за него! И так любой из этих парней. У нас всех будет гребанный инсульт, если ты через 20 лет будешь здесь . Каждый день я заезжаю за тобой, и мы едем выпить, там, повеселиться. Но ты знаешь, какая часть дня у меня любимая? 10 секунд, до того как я постучусь к тебе, потому что я могу представить себе, что я подойду, а тебя нет. Я постучусь, а ты не откроешь. Ты просто уехал."
В этом и проявляется отшения Шона к главному герою. Он понимает, что Уилл куда более развит и перспективен, чем он сам и как друг, он желает для Уилла только лучшего, хочет, чтобы он реализовал свой потенциал, а не стоял на месте.
- Уилл Хантинг и Скайлар
Главная любовная линия фильма, которая непосредственно влияет на раскрытие главного героя. Но я не возьмусь сказать, что фильм именно об этом. Романтические взаимоотношения конечно присутствуют, но это скорее еще одна ниточка, позволяющая распутать главный клубок - Уилла Хантинга и его внутренний мир.
- Уилл Хантинг и Джеральд Ламбо
Казалось бы, учитель и ученик, точкой соприкосновения которых является математика, но проблема заключается в отношении этих двух героев к ней. Для Уилла она не столь важна, как и его успехи в этой сфере, для Джеральда (профессора математики) она и составляет цель в жизни. И именно на стыке интересов и происходит конфликт.
"Ты прав, Уилл, я не могу этого доказать, а ты можешь. Лучше бы я тебя никогда не встречал. Мне не пришлось бы шастать со знанием, что есть кто-то такой, как ты. И мне не пришлось бы смотреть, как ты раскидываешься. Это безумие — закапывать талант."
- Уилл Хантинг и Шон Мэгуайр
Главная линия фильма. Шон Мэгуайр и есть тот самый "наставник" главного героя. Именно он раскрывает всю сущность Уилла, помогая ему преодолеть барьеры, ограничивающие его жизнь. Именно после общения с Шоном Уилл начинает заметно меняться и становится тем, кто он есть. Для меня - это самая трогательная линия взаимоотношений, перерастающая от полного недоверия к крепкой дружбе и взаимопонимаю. Герои помогают стать друг другу лушче. Не буду сильно раскидываться словами, а просто приведу один из самых трогательных диалогов между ними.
"Спрошу тебя о любви – ты процитируешь мне сонет. Но ты никогда не смотрел на женщину, будучи полностью открытым, уязвимым. Ты не знал женщины, глядя на которую понимаешь, что Бог послал на землю ангела специально для тебя. Который спасёт из недр ада. И тебе неведомо, что значит быть ангелом и для неё, любить её так сильно, быть рядом всегда, пройти через всё, через рак. Ты не знаешь, что такое два месяца спать в больнице на стуле, держа её за руку, потому что по твоим глазам доктора видят, что «часы посещений» не для тебя. Тебе неведома подлинная утрата, потому что так бывает только если ты любишь кого-то сильнее, чем себя. А я сомневаюсь, что ты когда-либо отважился любить так сильно.
Глядя на тебя, я не вижу умного, уверенного в себе человека. Я вижу самонадеянного, наглого и до смерти перепуганного мальчишку. Ты гений, Уилл, никто этого не отрицает. Возможно, никто не понимает твоей глубины. А ты решил, что взглянув на мой рисунок понял всё обо мне, и вдребезги разнёс мою долбаную жизнь... Ты сирота, правильно? [Уилл кивает]. И ты думаешь, я знаю, насколько тяжело тебе жилось, чтó ты чувствуешь, кто ты такой, только потому, что прочитал «Оливера Твиста»? Разве весь ты и твоя жизнь - в этой книжке? Лично я... Плевать хотел на всё это, потому что, знаешь, ты не можешь научить меня ничему, чего нельзя прочесть в этих гребаных книжках. Разве что ты захочешь говорить о себе, о том, кто ты такой. Вот тогда мне интересно. Тогда я в игре. Но ты не хочешь, верно, дружище? Ты в ужасе от того, что можешь рассказать."
"Твой ход, шеф."
Спасибо за прочтение.