Тема японского национализма актуальна по причине того, что национализм является одним из факторов, влияющих на политику Японии, в условиях развития отношений между Японией и другими государствами, в том числе и Россией, а также укрепления её на международной арене. Национализм также влияет на политические решения во внешней, и внутренней политике.
Развитие Японского национализма после II Мировой войны
После поражения во Второй мировой войне Япония претерпела колоссальные изменения. Это связанно с тем, что страна находилась в оккупации США которые в свою очередь и начали процесс демилитаризации. Японии пришлось принять Конституцию, подготовленную для неё американскими специалистами и являвшуюся на тот момент одной из самых демократических в мире. Для ускорения демилитаризации было сделано два важных шага, первый - Девятая статья, гласящая, что «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается». Второй шаг – это вынужденный публичный отказ императора – на тот момент Хирохито, чей культ активно эксплуатировался руководящими кругами для распространения шовинистических и националистических идей – от божественности своего происхождения, а также последовавшее закрепление за ним статуса символа государства.
Таким образом, США демократизировала Японию, а также внедряла западные ценности в быт людей – за короткий промежуток времени по причине оккупации и постоянного взаимодействия с одной из крупнейших западных цивилизаций во всех сферах жизни Япония резко изменилась: она была демократизирована, демилитаризована, втянута в рыночные экономические отношения. Национализм японского общества перестал носить военизированный характер. Власти пришлось приспосабливаться к новой обстановке, Теперь бои за благополучие страны велись не на полях сражений а в экономике, и политике. Япония начинает налаживать международные отношения, торговлю, показывая таким способом, что она должна участвовать в международных процессах на равных с другими крупными державами. Безусловно, во всех этих процессах Америка принимала непосредственное участие – ей было выгодно превратить Японию в своё «марионеточное государство», что не могло не сказаться на отношении к делу самих японцев: на сегодняшний день можно видеть подъём националистических настроений среди молодёжи, считающей, что Девятая статья унижает достоинство их страны и требующей пересмотра Конституции (особенно активно – в начале XXI века), принятой после войны. Надо сказать, что, несмотря на прямой запрет Японии иметь вооружённые силы, политика реваншизма привела к тому, что были созданы Силы самообороны Японии, по факту являющиеся профессиональной армией и обладающей большим потенциалом для решения почти любых задач.
Главное место в истории послевоенного национализма занимает анти-американский национализм. В пятидесятые-шестидесятые годы анти-американское движение активно выливается в протесты. К этому движению активно подключаются партии и политики которые рань открыто не высказывались против американской оккупационной политике. В семидесятых годах двадцатого века набирает вес организация син-уёку (перевод «новые ультраправые») которая открыто выступали против излишнего вмешательства США во внутренние дела страны и превращение её в марионеточное государство не давая Японии проявить себя на международной арене. Тогда же появилась и получила распространение теория нихондзинрон, «националистическая теория об исключительности японской нации», которая «разделяется подавляющим большинством ее представителей», и сохраняется по сей день: «японцам приятно видеть и сознавать, что иностранцы отдают дань уважения особому характеру японской культуры, традиций. При этом никто из японских националистов не говорит о том, что японский национализм не раз в истории являлся в форме агрессивного национализма и даже фашизма, столь далекого от демократического, либерального национализма».
Таким образом, можно отметить некий перелом, произошедший после капитуляции Японии во Второй мировой войне: лишённая возможности проявлять свои националистические и шовинистические идеи в агрессивном поведении и захватнической политике, страна взяла курс на занятие как можно более важной роли в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на международной арене, используя для этого всевозможные средства, перестраивая свою социальную, политическую и экономическую сферы. В восьмидесятые годы, с приходом к власти Ясухиро Накасонэ, был взят курс на «подведение итогов» Второй мировой войны, с целью избавления от синдрома «проигравшей нации» и снятия самоограничений, связанных с политикой пацифизма.
Пиком националистического экстремизма можно назвать XX век, В этот период шовинистические, империалистические и милитаристские настроения являются крайней степенью выражения националистической идеологии. Последовавший за разгромом Японии во Второй мировой войне спад захватнических настроений в обществе, концентрация на восстановлении страны и новая направленность японского национализма – теперь против оккупационных властей и зависимого положения страны; эксплуатирование японского национализма властями во время экономических трудностей конца двадцатого века, исторический ревизионизм японского руководства, переписывание учебников – всё это приметы того, что национализм в Японии никуда не исчез.
Исходя из этого можно выделить следующие особенности японского национализма:
1. Формирование японского национализма происходило по причине необходимости сплочения нации перед лицом внешней угрозы, впоследствии, в двадцатом веке, эта идеология стала использоваться для легитимизации японской агрессии. Государственный характер национализма привёл к тому, что, в отличие от демократических стран, процесс мобилизации народа проходил сверху вниз, а не наоборот.
2. Центральной фигурой японского национализма является император, символ единства японской нации, чья легитимность «подтверждается» мифами древности. Это связано с особенностями формирования национализма в Японии как идеологии борьбы с существовавшей на тот момент властью сёгуната, не справлявшейся со своей задачей защиты нации от внешней угрозы.
3. Государственная поддержка национализма, сосуществование огромного количества националистических организаций, идей и типов национализма, его граней: это упомянутые выше культурный национализм, экономический, национализм меньшинств (например, айну) и так далее.
Три ключевых момента сформировавшейся политической националистической доктрины: «во-первых, японская нация обладает ярко выраженной уникальностью и особым характером; во-вторых, интересы и ценности японской нации обладают приоритетом перед всеми остальными интересами и ценностями; в-третьих, японская нация должна быть независимой, насколько это возможно в данный исторический момент».