- Здравствуйте, дорогие телезрители. Сегодня у нас в гостях подлинное открытие , не побоюсь этого слова, десятилетия – режиссёр и продюсер авангардного кино Королёв Сулико Яшкович. Сулико Яшкович, Ваша последняя картина уже завоевала главные призы почти всех значительных мировых кинофестивалей. Правда, только в одной номинации – «лучший фильм». А как вы сами оцениваете режиссерскую работу, работу операторов, актеров, наконец?
- Вы фильм - то сами видели? Видели? Так зачем спрашиваете такую мутотень? О себе, как режиссере, говорить не буду – это нескромно. Оператор? Какой может быть оператор у неподвижной веб-камеры. Точнее, их использовалось две – одна регистрировала Верхний мир, вторая – Нижний. Актёры…весь замысел строился именно на отсутствии профессиональных актеров. Помните, как у Кончаловского в «Асе Клячкиной». Только у меня круче. У него деревенские мужики и бабы все-таки знали, что снимаются «в кине». А у меня нет, поэтому они совершенно естественны.
- Местом съемки Вашего, теперь уже культового, фильма была выбрана захолустная российская деревенька. Но ходят слухи, что в ближайшем будущем это будет целая серия фильмов, объединенная одной идеей, и снимать Вы будете во всех мегаполисах планеты.
- Да, есть такие планы. Я начал с корней, доберемся и до кроны. Уже запущены проекты пяти следующих фильмов этой большой серии, причем снимать буду в офисах различных кампаний, гипермаркетах, фитнесс- и ночных клубах, и даже в серьезных государственных учреждениях. В общем – везде. Париж, Нью-Йорк, Москва, Барселона, и, конечно, мой любимый Амстердам будут представлены однозначно. Дальше всё зависит от способности поднять фонды. В идеале я хотел бы создать глобальное полотно человеческой цивилизации – поэтому, чем шире география, тем лучше. Вайда и Сокуров сделали попытки создать подобные полотна, но потерпели полное фиаско. Это смогу сделать только я, предлагающий принципиально новый, действительно альтернативный взгляд на суть человека.
- Есть такое выражение «сопротивление материала». Трудно ли было Вам, прирожденному метросексуалу, снимать в захолустной деревеньке Загорулькино?
- Нисколько. В сущности, материал тот же, что и в мегаполисе. Даже более здоровый, естественный, без всякой там синтетики. То исконное, народное, о котором писали и Толстой, и Чехов, и, извините за выражение – Распутин, живет в деревне несмотря ни на что. Поймите, Нижний мир важнее Верхнего. Вверху может быть всё, что, угодно, и это бесстрастно зафиксирует моя камера. Там роскошные бальные платья, и продранные китайские треники-типа адидасы, костюмы от Хуго Босса, джинсовые платьица «сотый раз в первый класс», ватники, брильянты и стекляшки, в общем – всякая экзистенциональная пестрота, «пена дней», если угодно. А Нижний мир синтезирует всю эту субстанцию – всё приводит к некоему единому, вечному и непреходящему.
- Простите за нескромный вопрос, но говорят, что во время съемок в глубинке случился творческий конфликт, следы которого до сих пор видны у вас на лице.
- В процессе создания произведения случаются всякие, иногда даже трагические происшествия. Художника обидеть нетрудно. Коллектив актеров, которые снимались в Загорулькино, нельзя назвать «простым», несмотря на формально низкий социальный статус его участников. Стремление к полной открытости и в то же время анонимности было непременным условием успеха моего фильма. Однако не все актеры сумели оценить мой метод работы.
- Какие технические трудности вы видите в реализации новых проектов? Ведь нужно очень точно определить уровни подачи картин Верхнего и Нижнего миров. На Вас лежит огромная ответственность: ведь, по сути, вы транслируете взгляд Очей с Небес на наш мир, мир людей.
- Да будут, конечно, сложности технического характера в съемке Нижнего мира. Если в деревенском сортире достаточно было просто поставить камеру в нескольких сантиментах над поверхностью субстанции, то в современных унитазах, особенно итальянского дизайна, задача будет сложнее – там быстрый слив, и все исчезает. Зритель не успевает насладиться всей полнотой гармонии. Гораздо больше мне нравятся американские унитазы – в них гавно долго плавает по поверхности, напоминая о вечном вращении вселенной, и камера в полной мере дает возможность передать величие этого процесса.
- Огромное спасибо за беседу, Сулико Яшкович, и новых Вам успехов в авангардных сражениях за истинную культуру.