Найти в Дзене

Шарль Гуно (1818- 1893)

Фауст
Фауст

Шарль Гуно автор всемирно известной оперы "Фауст" вошел в историю как один из основоположников нового направления в музыкальном театре, получившего название "лирическая опера".

Шарль Гуно , 1859 г.
Шарль Гуно , 1859 г.

К середине XIX века основные жанры французского оперного искусства пришли к упадку. Так называемая "большая опера" утратила идейную масштабность - героическая тематика уживалась с банальной пышностью постановок, романтический пафос подменился мелодраматизмом, а музыкальный стиль стал пестрым и эклектичным. Комическая опера превратилась в чисто развлекательное представление. Ее лучшие традиции преломились в жанре французской классической оперетты.

В противовес упадочным явлениям французского театра в 1850-е годы зародился жанр лирической оперы. Для ее постановок в Париже даже был создан специальный "Лирический театр". Здесь прошли премьеры многих замечательных образцов французской лирической оперы ("Фауст", "Ромео и Джульетта", "Мирейль" Ш. Гуно, "Троянцы в Карфагене" г. Берлиоза, "Искатели жемчуга" и "Пертская красавица" Ж. Бизе).

Характерной особенностью нового жанра стала лирическая трактовка любого литературного сюжета - на историческую, философскую или современную тему. Узловые моменты сюжетной линии, взаимоотношений главных действующих лиц, характер музыкального развития были направлены на раскрытие жизненной драмы героев.

Стремясь придать опере реалистичность, композиторы уделяли много внимания жанрово-бытовым эпизодам, тесно связанным с народной песенной и танцевальной культурой Франции. Главным средством выразительности в лирической опере стала развитая и яркая мелодия, опиравшаяся на лучшие достижения "большой" и комической оперы, а также на интонации городской французской песни и романса.

Создатель первой французской лирической оперы Шарль Гуно считал мелодию "самым чистым выражением человеческой мысли". Работая в разных жанрах, он неизменно отдавал предпочтение мелодическому развитию. Гуно получил известность прежде всего как оперный композитор (из под его пера вышли 12 опер), но работал также в хоровых, симфонических и камерных жанрах. Две небольшие симфонии Гуно доказывают, что если бы не увлечение оперой и религией, он мог стать одним из лучших французских симфонистов.

Гуно родился в семье художника Франсуа Луи Гуно и преподавательницы музыки Виктории в Париже. Уже в детстве проявились его способности к рисованию и музыке. После смерти отца образованием сына, в том числе и музыкальным, занималась мать. В одиннадцать лет Гуно отдали в лицей. За время обучения он солировал в церковном хоре, сочинял музыку, изучал теорию музыки под руководством А. Рейхи. Тяга к сочинению музыки особенно усилилась после знакомства мальчика с оперным театром. Яркие впечатления от увиденных спектаклей ("Отелло" Дж. Россини и "Дон Жуан" Моцарта) утвердили Гуно в мысли, что он хочет стать композитором. В книге "Воспоминания артиста" он писал:

"Опера Россини "Отелло" пробудила мое музыкальное чутье... Моцарт сделал больше: к музыкальному наслаждению, испытанному ранее, прибавилось проникновенное влияние правдивого выражения в соединении с прекрасным".

Мать Шарля, которая хорошо представляла трудности, подстерегающие музыканта, попыталась воспротивиться его решению. Директор лицея, где учился Гуно, обещал ей помочь предостеречь сына от неправильного выбора профессии. Впоследствии композитор вспоминал, как план директора потерпел фиаско. В перерыве между занятиями он вызвал Гуно и дал ему лист бумаги с латинским текстом. Это были слова романса из оперы французского композитора Э. Мегюля.

Разумеется, Шарль еще не знал этого сочинения. Директор предложил ему сочинить мелодию на этот текст в течение одного урока.

"К следующей перемене романс был написан ... ", - вспоминал Гуно. - "Едва я пропел половину первой строфы, как лицо моего судьи прояснилось. Когда я кончил, директор сказал: "Ну, теперь пойдем к фортепиано". Я торжествовал! Теперь я буду во всеоружии. Я снова проиграл свое сочинение, и побежденный господин Пуарсон, в слезах, схватив меня за голову, расцеловал и сказал: "Дитя мое, будь музыкантом!"

В 1838 году Гуно поступил в Парижскую консерваторию. Его учителями стали крупные французские музыканты (Ф. Галеви, Ж. Лесюэр и Ф. Паэр), привившие ему отточенную композиторскую технику. И хотя развитие яркого, своеобразного дарования молодого композитора сковывал академизм, царивший в ту пору в стенах консерватории, некоторые из его ранних сочинений привлекли к себе внимание публики и критиков. В частности, Гектор Берлиоз отмечал свежесть звучания трехголосного "Agnus Dei".

В 1839 после третьей попытки Гуно был удостоен Римской премии за кантату "Фернан". Премия давала возможность провести на правах стипендиата более двух лет в Италии и некоторое время в Вене и Германии. Испытав разочарование в современном итальянском оперном искусстве, Гуно сосредоточился на изучении церковной музыки эпохи Возрождения. В эту пору он также увлекся произведениями И.С. Баха, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шуберта, что позднее нашло отражение в его творчестве.

«Лирический театр» в Париже , вторая половина XIX в.
«Лирический театр» в Париже , вторая половина XIX в.

Вернувшись в Париж, в 1843-1848 годах Гуно работал органистом и регентом в церкви Иностранных миссий. В его мировоззрении усилились религиозно-клерикальные умонастроения, он начал помышлять о духовной карьере и посещать проповеди членов доминиканского ордена. В 1847-1848 годах Гуно проходил курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис. На некоторое время он даже поселился в кармелитском монастыре и носил сутану аббата.

И все же в результате сложной внутренней борьбы в конце 1840-х годов он отказался от намерения принять духовный сан и вернулся к искусству. С этого момента ведущим в творчестве Гуно стал оперный жанр. Он был убежден, что только театр дает возможность композитору каждодневно общаться с публикой.

Памятник Гуно в Парке Монсо , Париж
Памятник Гуно в Парке Монсо , Париж

Премьера его первой оперы "Сафо" состоялась в знаменитом парижском театре "Гранд-Опера" В 1851 году.

Главная партия была написана специально для Полины Виардо. Однако опера не удержалась в театральном репертуаре и после седьмого представления была снята, а в печати появилась разгромная рецензия Берлиоза. Неудача постигла и следующую оперу "Кровавая монахиня" (1854).

Театр «Гранд-Опера» В Париже Картина работы Ф.М. Боггса , ОК. 1898 Г.
Театр «Гранд-Опера» В Париже Картина работы Ф.М. Боггса , ОК. 1898 Г.

Между тем в жизни Гуно произошли два важных события.

Он женился на дочери профессора Парижской консерватории Циммермана и стал директором "Орфеона" - объединения хоровых любительских обществ. Это была массовая музыкально-просветительская организация, в которую входили главным образом рабочие Парижа и жители предместий.

Чутко уловив склад и характер городской музыки, Гуно обнаружил новые средства музыкально-драматической выразительности, отвечавшие требованиям времени. Он открыл во французской оперной и романсовой музыке богатейшие возможности непосредственной, "общительной" лирики. П.И. Чайковский отмечал, что Гуно

"один из немногих композиторов, которые в наше время пишут не из предвзятых теорий, а по внушению чувства".

Новые художественные принципы Гуно отразились в опере "Лекарь поневоле" (по Мольеру). В 1858 году состоялась ее премьера в "Лирическом театре". Опера была принята гораздо теплее предыдущих. Комический сюжет, реальная обстановка действия, живость характеров пробудили новые стороны таланта Гуно. В полную силу они проявились В опере "Фауст" (1859), ставшей лучшим созданием композитора.

Здесь утвердилось эстетическое кредо Гуно, выступавшего за единство красоты и правды, за образно-эмоциональное содержание музыки, способное глубоко взволновать "каждую человеческую душу".

Опера на сюжет "Фауста" И.В. Гёте была задумана Гуно еще в 1839 году, однако к осуществлению своего замысла он приступил лишь семнадцать лет спустя. Либреттисты Ж. Барбье и М. Карре с энтузиазмом взялись за работу. Основу либретто составила первая часть трагедии Гёте, берущая истоки в средневековой немецкой легенде. Однако, в отличие от первоисточника, в опере сюжет трактуется в лирико-бытовом, а не в философском плане. Любовная драма Маргариты оттеснила на второй план центральные у Гёте образы Фауста и Мефистофеля.

Гуно утверждал, что оперный композитор должен быть мастером музыкального портрета. В "Фаусте" он в полной мере проявил это мастерство. Характеристики главных действующих лиц психологически правдивы и обрисованы разнообразными красками. Образ Маргариты принадлежит к лучшим созданиям Гуно, хотя и отличается от литературного первоисточника - в нем больше французских, нежели немецких национальных черт.

В этом образе привлекают простота и лиричность, женственная грация. Композитор тонко передает широкую гамму переживаний Маргариты от робкого пробуждения наивного любовного чувства до упоения страстью и далее горя и безумия.

В музыке это выражено постепенной драматизацией романсового начала, которое под конец вытесняется декламационностью, преобладанием речевых интонаций.

Образ Фауста раскрывается не так многогранно. Его характеристики ограничиваются романсовой стихией, но в более пылком, восторженном преломлении.

Фёдор Шаляпин в образе Мефистофеля , 1915 г.
Фёдор Шаляпин в образе Мефистофеля , 1915 г.

Другой полюс драмы представлен в образе Мефистофеля - его музыка выдержана в тонах иронической галантности.

Мастерство характеристик индивидуальных обнаруживается в сопоставлении трех "портретов" в начале второго действия: куплеты 3ибеля, каватина Фауста, баллада и ария Маргариты отличаются друг от друга не только интонационным складом, но и использованием разных выразительных средств и оперных форм.

Первоначально опера, предназначавшаяся для постановки в "Лирическом театре", была написана с включением разговорных сцен.

Афиша пятисотого представления оперы «Фауст» в «Гранд-Опера»
Афиша пятисотого представления оперы «Фауст» в «Гранд-Опера»

В 1869 году для постановки на сцене "Гранд-Опера" Гуно заменил диалоги мелодическим речитативом и дописал балетную сцену "Вальпургиева ночь" - необыкновенно яркую картину шабаша ведьм, которая обрела жизнь на многих сценах мира в виде одноактного балета. Именно во второй редакции опера заняла в мировом театральном репертуаре прочное место.

«Вальпургиева ночь» Гравюра работы И. Преториуса , 1668 г.
«Вальпургиева ночь» Гравюра работы И. Преториуса , 1668 г.

В 1887 году в "Гранд-Опера" прошел пятисотый спектакль "Фауста", а в 1894 году праздновалось его тысячное исполнение. Несмотря на грандиозный успех оперы, критики не раз ставили в упрек композитору сужение рамок литературно-поэтического первоисточника, акцент на лирическом эпизоде из жизни Фауста и Маргариты.

Аделина Папи в роли Маргариты в «Фаусте» Гуно
Аделина Папи в роли Маргариты в «Фаусте» Гуно

После "Фауста" Гуно продолжил работать в оперном жанре "Филемон и Бавкида" (1860) на сюжет из "Метаморфоз" Овидия, "Царица Савская" (1862) по арабской сказке Ж. де-Нерваля и не принесшая успеха комическая опера "Голубка" (1860).

Обратившись затем в 1863 году к поэме провансальского поэта Ф. Мистраля "Мирейль", Гуно создал тонкое лирическое произведение. В музыке нашли поэтичное воплощение картины природы и сельской жизни юга Франции. Композитор воспроизвел в своей партитуре подлинные провансальские напевы. Ярко очерчен и центральный образ крестьянской девушки Мирейль, гибнущей в борьбе за счастье с любимым.

Второй вершиной творчества Гуно после "Фауста" стала опера "Ромео и Джульетта" (1867), написанная на один из самых популярных в искусстве сюжетов. Композитор работал над произведением с огромным увлечением.

"Я ясно вижу перед собою их обоих: я слышу их; но достаточно ли хорошо я увидел? Так ли, верно ли я услышал обоих влюбленных?"

- писал он жене.

Премьера "Ромео и Джульетты" состоялась в 1867 году в "Лирическом театре" и ознаменовалась большим успехом - в течение двух лет прошло девяносто спектаклей.

Трагедия Шекспира трактуется в духе лирической драмы. Лучшие номера оперы обладают той эмоциональной непосредственностью, правдивостью декламации и мелодической красотой, которые характерны для стиля Гуно.

Карикатура на Гуно в журнале Punch, Лондон, конец XIX в.
Карикатура на Гуно в журнале Punch, Лондон, конец XIX в.

На протяжении всей жизни композитор легко поддавался различным идеологическим влияниям. Его натура была полна противоречий: он то смиренно склонял голову перед религией, то безраздельно отдавался земным страстям.

Шарль Гуно в поздний период жизни
Шарль Гуно в поздний период жизни

В 1869 году у Гуно случился новый приступ нервного заболевания, вызванный мистическими настроениями. Его религиозность только усиливалась в 1870-е годы. Вероятно, это стало главной причиной упадка творчества.

Могила Гуно на кладбище d'Auteuil, Париж
Могила Гуно на кладбище d'Auteuil, Париж

Написав ряд неудачных опер ("Пятое марта", "Полиевкт", "Дань Заморы"), он отошел от музыкального театра, переключившись на область духовной музыки. Его последние грандиозные оратории "Искупление" (1881) и "Смерть и жизнь" (1886), в композицию которой как составная часть вошел Реквием, стали музыкальным завещанием великого француза потомкам.

Автограф Гуно
Автограф Гуно