О чем мечтал римский император Адриан
Мне, Адриану, выпала редкая удача: впервые в истории путешественник являлся и хозяином, который волен смотреть, созидать. Я понимал, пройдут века прежде чем повторится такое счастливое сочетание возможностей и темперамента.
Здесь я должен сделать признание, которое я не делал ещё никому: у меня никогда не было ощущения своей привязанности к какому-то конкретному месту. Я человек нового склада, лишённый семьи, детей, ощущал себя Одиссеем, моя Итака внутри моей души.
Везде чужой, я не чувствовал себя одиноким. Во время множества путешествий я приобрел множество ремесел.
Я надевал на себя по мере необходимости военную жизнь, как надевают одежду. Без труда я переходил на привычный мне язык военных лагерей, заново привыкал к громоздкому снаряжению дальних походов, к тому изменению баланса тела, которое происходит во всем теле,когда держишь в левой руке тяжелый щит.
А без него никак – тяжелая стрела или вражеский дротик пробьет грудную клетку насквозь.
Долгие годы финансовых расчетов вынуждали меня проверять и перепроверять счета и балансы многочисленных провинций Римской Империи.
Я одинаково скрупулезно проверял статьи расходов как огромной азиатской провинции,так и маленького Британского поселения на самой границе Империи.
Мне приходят на ум аналогии.
Странствующий лекарь, спасающий жизни людей, дорожный рабочий, латающий дырку на дороге, слесарь, который чинит трещину водопровода, который построили рабы Рима. А может я надсмотрщик на судне, который бегает по палубе и подбадривает плетью гребцов, закованных в цепи.
Но чаще мне приходит аналогия с садовником, который ухаживает за садом. У меня своя бригада помощников, к которой я привык за много-много лет. Строить означает сотрудничать с землей. Оставлять после себя следы в виде новых городов и селений. Сколько я потратил усилий на их создание?
Как определить точное место для ратуши, бассейны, библиотеки, моста, бани, виадука или фонтана. Как определить единственно верный изгиб для горной дороги, который сделает её лучшей для этой местности на все будущие века. Чертеж каждого объекта определяет чистоту линий. Точный финансовый расчет даст казне экономию в несколько монет на каждой постройке.
На сооружение системы акведуков в Троаде пошли доходы пятисот азиатских городов, но я не считал эту цены чрезмерной. Карфагенский водопровод возместил тяготы Пунический войн.
Я считал строительство укреплений по границе Империи и сооружение грандиозных плотин одинаково необходимым. Укрепления создавали линию защиты, а плотины укрепляли берега гаваней.
Углубление гаваней означало обогащение красоты заливов. Я уже говорил, что моя цель – создавать красоту мира и всюду я следовал своей цели.
Кто мог остановить меня? Что могло нарушить мои планы? Я учреждал новые библиотеки, так как видел в них хранилища накопленные веками мудрости.Здравый смысл требовал создавать повсеместно склады, в которые свозили урожай. Зимой он помогал пережить ненастье духа. Мирные годы я ценил дороже золота.
Я много успел перестроить, работая рука об руку с временем. Я ловил и изменял его суть, давая ему возможность стремиться к далекому будущему.
Наша жизнь коротка. Поэтому я использовал для своих построек долговечный кирпич, который очень медленно уходит в землю. Я обретал в камне тайну источников. Я видел в своей деятельности ключ к бессмертию, магию творчества.
Почти всё, что мы делаем, создаём – уже было кем-то создано. Наша цивилизация не первая и не последняя на этой планете.
Ошибки мышления приводят к гибели цивилизации, но некая Сила упорно пытается поворотом таинственного ключа запустить таинственный механизм бессмертия. И вот создается новая цивилизация и мы уже в новом обличии, снова и снова создаём когда-то забытое Открытие.
Я видел в каждом камне отвердевшую волю, чьё-то прошлое, и даже вызов. Каждое здание которое я возводил было реализацией замысла, представавшего передо мной в мечтах.
Плотинополис, Андринополь, Антинополь, Адриннотер… Я как мог умножал количество человеческих ульев. Моя бригада из кровельщиков, штукатуров,каменщиков, копателей, инженеров, архитекторов создают всё новые и новые города.
Но они моё тело, мои мускулы, а я –мозг замысла. Я привлекаю колдовские чары, которые делают каждый город уникальным, неповторимым.
Я благодарю читателей за проявленный интерес. Ваши лайки позволят каналу развиваться и баловать вас новыми интересными статьями.
Путеводитель в магии творчества
Следующие статьи по данной теме: Как Адриан строил города. Военная жизнь Адриана. Как Адриан управлял Римской Империей: Мудрость Адриана.
В качестве источника использована книга Маргарет Юрсенар "Воспоминания Адриана".