Иногда биография писателя не то, что гораздо интереснее его произведений, но в каких-то сюжетных перипетиях ничуть не уступает им. Поэтому неудивительно, что некоторые режиссеры рискнули перенести жизнь авторов известных произведений на большой экран. У кого-то это получилось лучше, у кого-то хуже, у кого-то совсем не получилось. Вот моя подборка таких картин, пересматривать которые я буду еще не раз и с большим удовольствием.
Хармс (Иван Болотников)
Этот фильм очень долгое время не мог дойти до своего зрителя. Как помню я, его премьера состоялась в 2016 году. Но сеансов было настолько мало, что люди просто не могли попасть в кинотеатр. Фильм показывали то часов в 10 утра в будний день, то после 11 вечера последним сеансом.
И в прокате картина Болотникова продержалась всего дней пять, не вызвав такого ажиотажа, как другая лента, о которой я расскажу ниже. В общем, посмотреть в кинотеатре фильм не удалось.
Все надеялись, что его быстро сольют в интернет, но этого момента пришлось ждать целых 3 года. Что я могу сказать, посмотрев этот фильм? В экстатический восторг он меня не привел, но понравился. Понравился подходом Болотникова, который решил слить жизнь Хармса и части из его знаковых произведений. Это лучше помогает передать ту атмосферу абсурдности, витавшую вокруг кружка ОБЭРИУтов.
Так же понравилось, что Хармса показали с разных сторон, каким он и был. В одной сцене он балагур и весельчак, в другой находчивый мужчина, в третьей – верный, но обидчивый и ранимый. И, конечно, все это пронизано вопросами творчества, которое никем не воспринимается в советской России, поскольку даже не может быть напечатано. Если вам близок Хармс, то можете смело смотреть эту картину.
Луна в зените (Дмитрий Томашпольский)
Мне не очень близок Серебряный век. И Анну Андреевну Ахматову, я хоть уважаю, но не люблю. Я в общих чертах, не сильно погружаясь, знаком с ее нелегкой биографией и теми условиями жизни, в которых ей приходилось существовать.
Поэтому для меня стал удивительным открытием художественный фильм «Луна в зените», где очень ярко и убедительно рассказывается биография поэтессы.
Подкупает тот факт, что Ахматову на старости лет играет блистательная и необыкновенная Светлана Крючкова. После этого фильма, как я понял, за ней окончательно и бесповоротно закрепился образ Ахматовой. С тех пор она часто проводила моноспектакли, где, по большей части, звучали стихотворения ее героини. Да и спустя несколько лет ей пришлось вернуться к роли поэтессы в другом фильме о еще одном русском поэте.
Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину (Андрей Хржановский)
Фильм о поэте-изгнаннике и последнем русском нобелевском лауреате в области литературы Иосифе Бродском снял отец Ильи Хржановского, который вот уже год гремит со скандальным проектом «ДАУ». В этом фильме как раз Крючкова специально вернулась к роли Ахматовой, которая была наставницей Бродского, предрекала ему большое будущее и высоко ценила его поэзию.
У Хржановского получилось сделать вроде и игровое, а вроде и документальное кино. Перед зрителем в фантазии режиссера поэт возвращается в Ленинград, где начинает вспоминать свою жизнь с самого детства. Кадры фильма перемешиваются с кадрами редкой документальной хроники.
Все воспоминания и тексты взяты, собственно, из творчества Иосифа Александровича. Сам Хржановский призывал не воспринимать фильм, как картину только о Бродском. Это, скорее, о его наследии.
А мне кажется, что это, скорее, о нем и его невероятной связи с родителями. Именно на этот аспект делает фокус режиссер. Чету Бродский сыграли два гениальных актера российской и советской сцены: роль отца исполнил Сергей Юрский, матери – Алиса Фрейндлих. И, честно сказать, в кадрах с этими артистами, интереснее наблюдать за ними, чем за главным героем.
Довлатов (Алексей Герман-младший)
Из всех картин, которые делал сын известного режиссера и внук известного писателя, «Довлатов» мне кажется самой удачной. Многих, кстати, картина возмутила. Поскольку здесь практически нет никакой исторической правды.
Возможно, это даже хорошо. Плохо только то, что люди, незнакомые с биографией Довлатова, ориентирующиеся в ней только по его творчеству, могут принять происходящее на экране за чистую монету.
Мне понравилось, что Герман взял всего неделю из жизни писателя, чтобы показать его более детально и точечно. Да, сюжет полностью придуман, но настолько мастерски, настолько по-довлатовски, что где-то даже может соревноваться с творчеством автора. И актеры подобраны хорошо, что соответствуют своим реальным прототипам. Радует, что они не только похожи внешне, но еще и умеют сыграть то, что от них требуется.
Сам Довлатов показан именно таким, каким мы его и представляем. Большим, угрюмым, постоянно иронизирующим над собой, окружающими и жизнью. Ведь только так можно противостоять натиску этого жестокого мира. Поэтому, если вас не смущает поэтический вымысел, то смело можете смотреть это творение.