Только недавно понял, зачем в программе художественного образования присутствует пленэр. Проходя пленэрную практику в институте, я не отдавал себе отчета, зачем она вообще нужна? Статья будет полезна тем, кто ловил себя на подобных мыслях.
Учимся рисовать воду, деревья, небо...
Кажется, что ответ очевидный: пленэр нужен, чтобы научиться рисовать пейзажи. Так кажется на первый взгляд, большинство студентов преследует именно эту цель - нарисовать красивый пейзаж. Зачем же тогда пленэры иллюстраторам или дизайнерам, у которых нет цели стать пейзажистами? Да и художники до XIX века на пленэры не ходили, а пейзажи у них были. Получается, что цель не совсем такая.
Обогатить свой "визуальный багаж"
Второе предположение, что пленэры нужны для расширения художественных возможностей. Фактически мы собираем референсы окружающего мира и это частично так. Правда сейчас есть интернет, где огромное количество фотографий, при желании можно убедительно нарисовать любую точку мира, никогда там не побывав.
С другой стороны, фотография не передает подлинных впечатлений от цвета. Ведь у каждого свое цветовосприятие, а фотоаппарат интерпретирует цвета за нас, в итоге изображение не всегда отвечает нашим внутренним ощущениям.
Даже абстрактное искусство черпает основные мотивы в реальности. Художник, который всю жизнь смотрел на белую стену, будет обладать меньшим художественным диапазоном, чем человек, который постоянно путешествовал по разным уголкам мира.
Поиск композиции
Все же основная цель в пленэре, это умение искать композицию в окружающей натуре. Часто нам нравятся виды, но мы не отдаем себе отчет, что именно нас зацепило. Обычно мы просто говорим, что это красиво. Пленэр - это время, когда мы должны подумать, почему эти виды для нас красивы, что нас цепляет. Если мы постоянно будем заниматься таким анализом на пленэре, то только так это мероприятие пройдет продуктивно для нашего обучения. Я разбил для себя весь процесс на этапы, чтобы он был максимально осознанным.
- Созерцание - не бросайтесь сразу рисовать все подряд, расслабьтесь, погуляйте, наберитесь впечатлений. Я раньше часто совершал эту ошибку. Преподаватели указывали мне на это, но я не мог понять, что именно от меня требуется.
- Постарайтесь анализировать свои впечатления - когда что-то цепляет старайтесь понять, почему так происходит (интересная фактура, красивое по силуэту пятно, красивое цветовое сочетание). На первых этапах полезно проговаривать такие моменты.
- Подумайте, как можно наиболее явно показать зацепивший момент. На этом этапе можно обдумать материалы и приемы, которые для этого подойдут.
- Рисование - к изображению лучше приступать с очевидных композиций, в которых вы точно знаете, как выразительно раскрыть тему для зрителя.
Тут не стоит сильно заботиться о качестве приема и рисунка, стоит в первую очередь запечатлеть саму композицию. Лучше сразу поймать идею в нескольких больших массах.
- Не задерживаться на одной - композиция не всегда будет получаться. Все преподаватели, у которых я занимался, говорили, что в таком рисовании с натуры важно количество. Если за 3 - 5 минут не удалось выразить главную тему, то стоит переходить к следующему сюжету.
Вывод
Вот так пленэр учит нас внимательно смотреть по сторонам. Нужно культивировать в себе такое отношение и после учебных мероприятий.