Свой новый проект частный московский музей AZ посвятил Георгию Костаки. Говорят, без него русский авангард канул бы в Лету. Вернее, так бы и остался пылиться на заброшенных чердаках, в сараях и чуланах. Рассказываем, как посольский шофер стал крупнейшим коллекционером в СССР.
— Один из главных советских коллекционеров был по происхождению греком.
Его отец — эмигрант с острова Закинф — в России торговал чаем, а мать была из семьи обедневших греческих аристократов. Будущий собиратель произведений русского авангарда родился в Москве в 1913 году. У него было трое братьев и сестра. После революции все мужчины в семье пошли в шоферы. Георгий Костаки сначала служил в греческом посольстве, потом перешел в финское, затем в шведское. В 1944 году Костаки приняли на должность администратора в канадское посольство. Там он получил дипломатический статус и зарплату в валюте, которая позволила ему удовлетворять его главную страсть — коллекционирование.
— Коллекционировать Костаки начал, когда еще работал шофером.
«Посольская» зарплата давала возможность делать это. Да еще и в годы НЭПа в комиссионки несли многочисленный антиквариат: картины, фарфор, мебель. Сам Костаки вспоминал:
«Я собирал и старых голландцев, и фарфор, и русское серебро, и ковры, и ткани. Но я все время думал о том, что если буду продолжать в том же духе, то ничего нового в искусство не принесу. Все то, что я собирал, уже было и в Лувре, и в Эрмитаже, да, пожалуй, и в каждом большом музее любой страны, и даже в частных собраниях. Я мог бы разбогатеть, но… не больше. А мне хотелось сделать что-то необыкновенное. Как-то совершенно случайно попал я в одну московскую квартиру…».
— В той квартире Георгий Костаки увидел произведения авангардистов.
Он решил расстаться со всем, что собирал до этого. И сосредоточиться только на авангардистах. Костаки стал отыскивать и скупать работы кубистов и супрематистов, конструктивистов и представителей пластической живописи. Он покупал работы у самих художников, у их родственников, а иногда и обменивал. Например, на лист фанеры. Однажды Костаки увидел, что работой Любови Поповой заколочено окно на даче ее родственников. Продать произведение они отказались, а вот обменять на аналогичный по размеру лист фанеры были согласны.
— Костаки с азартом торговался, но если было нужно, ничего не жалел, чтобы заполучить полотно.
Однажды он снял шубу с собственной супруги, чтобы расплатиться за полотно. Свою коллекцию Костаки хранил в квартире на Вернадском проспекте. Она стала своего рода импровизированным музеем, куда приходили многочисленные зрители. Коллекционер даже завел гостевую книгу. Директор Британской Королевской Академии Норман Рид оставил в ней такую запись:
«Сделай вы для Великобритании то, что сделали для России, вы бы стали сэром Костаки…».
— Костаки не просто собирал картины, он хотел, чтобы в Москве на основе его коллекции появился Музей современного искусства.
Но вместо этого власти и КГБ следили за потоком гостей, которые приходили в квартиру грека. А сам Костаки в начале 1970-х пережил несколько краж и пожар на даче в Баковке (тогда часть картин сгорела, а часть была похищена). «Бульдозерную выставку», точнее, ее разгон, коллекционер сравнил с действиями фашистов. И вскоре семья задумалась об иммиграции.
— Георгий Костаки понимал, что просто так из СССР его не выпустят.
Чтобы вывезти часть своей коллекции, нужно было отдать что-то государству. Раздел собрания длился около полугода. В итоге, часть коллекции была передана Третьяковской галерее, а иконы — Музею Андрея Рублева. Так, на обороте полотна Климента Редько «Восстание», купленного у вдовы художника незадолго до передачи картины Третьяковке, Костаки написал:
«Картина века, самое великое произведение революционной России. Георгий Костаки. Москва, 14 апреля 77 года».
— Георгий Костаки покинул СССР осенью 1977 года.
Сначала семья отправилась в США, но оттуда вернулась на свою историческую родину — в Грецию. В Россию Костаки приезжал еще один раз — в 1986 году. Тогда в Третьяковской галерее открылась выставка, на которой были представлены картины из коллекции грека. Для СССР это был один из первых показов авангарда широкой публике. Вопреки тревогам музейщиков, партийное руководство выставку «приняло», и с тех пор русский авангард стал «публичным».
Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.