Особым промыслом Божиим первыми русскими святыми стали сыновья крестившего Русь святого князя Владимира.
Святые князья Борис и Глеб явили в своей жизни подвиг беззлобия. Подражая Господу Иисусу Христу, они по своей воле пошли на смерть, чтобы победить страсти в людских душах. Претерпев от людских страстей, князья, непобеждённые, отошли к Богу и в лике святых победителей греха предстоят Всевышнему.
В самые сложные периоды существования нашего Отечества святые Борис и Глеб оказывали русским людям чудесную помощь! Эти молитвенники о России являлись полководцам накануне сражений, исцеляли больных, заступались за убогих...
«Самый русский» лик святости
Каждый народ имеет неповторимые традиции и культуру и по-своему воспринимает учение Христово. Принимая Православие, каждая нация обогащает этот духовный бриллиант новой гранью. Так случилось и с русским народом.
Святая Церковь знала пророков и апостолов, мучеников и преподобных, святителей и праведных. Но только с появлением Русской Церкви среди чинов святых появились страстотерпцы.
К этому лику святости принадлежат император Николай II со своей семьёй, князь Михаил Тверской, царевич Дмитрий Угличский, князь Игорь Черниговский и другие. Но именно князья Борис и Глеб стали первыми святыми страстотерпцами.
В отличие от мучеников, пострадавших за прямое исповедание имени Христова, страстотерпцы шли на смерть ради реализации заповеди: «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).
Святые князья Борис и Глеб могли призвать на помощь дружины и отбить столицу Руси у узурпатора Святополка Окаянного. Но это привело бы к пролитию большой крови.
Вместо этого братья не только не подняли руку на своего старшего брата, но и, зная о готовящейся расправе над ними, сами последовали на смерть. Так они показали, что на зло нельзя отвечать злом, а Святополк предстал перед всеми братоубийцей и в итоге потерял не только престол, но и жизнь.
Чудеса святых покровителей России
Почитание Бориса и Глеба в лике святых возникло почти сразу же после их гибели, так как от их гробов проистекали обильные чудотворения. К примеру, одному варягу, неосторожно вставшему на могилу братьев, вышедшее из земли пламя опалило ноги.
Первые русские иерархи, греки, поначалу не желали прославления святых страстотерпцев. Но когда были обретены нетленные мощи Бориса и Глеба в гробах, наполненных благоуханным миром, все сомнения отпали.
По молитвам к святым Борису и Глебу люди получали исцеления. Так, сын жителя Вышгорода Миронега в чудесном видении был вылечен братьями от хромоты. Страстотерпцы трижды перекрестили его сухую от рождения ногу и юноша начал ходить.
В другой раз от их мощей получил исцеление слепец. В третий – здравие было даровано святыми страстотерпцами немому одноногому нищему. Весь город был свидетелем чуда, когда у него прямо в храме выросла нога и открылась способность говорить.
Один из стражников святого князя Дмитрия Донского, перед битвой с Мамаем удостоился видения святых Бориса и Глеба с обнажёнными мечами. Святые отроки пообещали князю свою помощь в бою и предсказали победу над язычниками.
Перед сражением святого князя Александра Невского с захватчиками-крестоносцами, братья-страстотерпцы также являлись старшине пограничной стражи Пелгусию, обещая княжеской дружине помощь в бою.
Интересные факты о первых русских святых
Почитание святых страстотерпцев Бориса и Глеба почти сразу после их прославления вышло за пределы Русской Церкви.
Святых чтили в Сербии и Болгарии, на Афоне и в Константинополе. Сказание об их житии и подвиге страстотерпчества можно найти в житийных сборниках Армянской церкви.
Также в своих крещальных именах, как «Борис Русский» и «Давид Польский», братья-страстотерпцы упоминаются и в святцах Католической церкви.
В день церковного поминовения Бориса и Глеба читаются уникальные житийные паремии. Обыкновенно паремийные чтения любого церковного праздника берутся из книг Ветхого Завета и только в день памяти святых страстотерпцев в качестве паремий читаются фрагменты их жития.
В древности подвиг братьев сравнивали с подвигом беззлобия Авеля, убитого своим братом Каином. И в русской традиции это паремийное чтение книги Бытия было заменено подвигом двух «русских Авелей».
На канонической территории Русской Православной Церкви существует не только огромное количество монастырей и храмов в честь святых Бориса и Глеба, но и посвящённые им целые населённые пункты: украинский Борисполь, воронежский Борисоглебск, посёлок Борисоглебский в Ярославской области и Борисоглебская ГЭС в Мурманской области.
Иосиф Бродский, Борис Тумасов и многие другие авторы упоминали святых братьев в своих литературных произведениях.
Навигация по каналу. Все мои самые интересные публикации!
Я постараюсь рассказать вам ещё много интересного! Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!
Также вы можете поделиться публикацией в социальных сетях и обратить своё внимание на другие статьи блога. Мне будет приятно!