В Переславле-Залесском количество памятников на квадратный километр одно из самых высоких в мире. Туристов, правда, значительно меньше, но для России все равно много. Хочу рассказать еще об одном, которому с благосклонностью власть предержащих то везло, то не слишком.
Речь идет о Троицком Даниловом монастыре.
Будущий преподобный Даниил родился в 1460 году в Мценске. Мценский боярин Григорий Протасьев был вызван в Москву, и с собой взял родителей Даниила и некоего Иону, который стал игуменом Никитского монастыря. Иона был известен как человек очень добродетельный, так что сам великий князь Иван III (по прозвищу Великий, тот самый, который построил московский Кремль в его нынешнем виде и присоединил к Руси Великий Новгород) часто призывал игумена к себе и беседовал с ним о пользе душевной.
Пример Ионы действовал очень сильно на впечатлительную душу Даниила, и он заинтересовался трудами преподобного Пафнутия, игумена Боровского монастыря. Даниил пробыл в Пафнутьевом монастыре два года, и его желали даже видеть преемником преподобного Пафнутия. Может быть, спасаясь от соблазнов властительства, Даниил оставляет Боровскую обитель и переходит в Горицкий монастырь, где был игуменом его родственник Антоний.
Игумен Антоний убедил Даниила принять сан иеромонаха. Поставленный во священноинока, подвижник всего себя посвятил новому служению. В житии сказано, что "когда случайно странники заходили в монастырь, Даниил неизменно по заповеди Господней принимал и покоил их; иногда же выспрашивал: нет ли кого, брошенного на пути, замерзшего или убитого грабителями? Узнавши, что такие беспризорные люди есть, преподобный тайно ночью выходил из обители, подбирал их и на своих плечах приносил в скудельницу, которая была недалеко от обители и называлась Божий дом. Здесь на божедомье он отпевал безвестных гостей и поминал их в молитвах при служении литургий. Но не на всех одинаково действовал пример подвижника: некто Григорий Изъединов, собственник того места, где было божедомье, даже приставил к нему своего слугу, чтобы со всякого, погребаемого в скудельнице, брать плату: и без нее нельзя было похоронить никого".
Здесь нужно заметить, что скудельница, или скудельня, — это широкая и глубокая яма, служившая для погребения умерших от массовых эпидемий, голода и т. п. Позднее - погост, кладбище для массовых захоронений. На церковно-славянском языке «скудельница» происходит либо от слова «скудость», либо, что вероятнее всего, от слова «скидель», то есть «глиняная посуда»: в старину скудельницами назывались места, богатые глиной и к посевам не пригодные. Когда глину всю выбирали, место отдавали под погребение странников, нищих, инородцев и умерших в эпидемиях.
Продолжение, как водится, следует.
Я вообще люблю путешествовать. По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима