Найти тему
ЭКСКУРС TV

Крымская авантюра. Глава 24. Иософатова долина и священная роща Балта Тиймез

Священная роща прячется от людских глаз. Основная тропа идёт на верх, к воротам Чуфут Кале. Но стоит свернуть в сторону...

Начало здесь: Глава 1 | Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 | Глава 5 | Глава 6 | Глава 7 | Глава 8 | Глава 9 | Глава 10 | Глава 11 | Глава 12 | Глава 13 | Глава 14 | Глава 15 | Глава 16 | Глава 17 | Глава 18 | Глава 19 | Глава 20 | Глава 21 | Глава 22 | Глава 23

Кладбище Балта Тиймез. Фото автора
Кладбище Балта Тиймез. Фото автора

Город мёртвых, на который лес наступает уже лет 200, но так и не одолел его. Одно из древнейших кладбищ Европы, хранитель истории маленького народа, который и в прошлом-то был небольшим, а сейчас и вовсе разметался по свету. Караимское кладбище в роще “Балта тиймез”, что с крымскотатарского и с караимского языков, которые очень похожи, переводится как “Не тронь топор”.

Когда начинаешь вчитываться в историю этого места - диву даёшься. Всё кладбище ты проходишь минут за 15-20. Но его площадь - около 30 гектар, а надгробий здесь - около десяти тысяч! Если верить современным путеводителям, то самые старые памятникидатируются XIII веком, основная масса - XVII – XVIII века. А если верить книги исследователя кладбища, учёного-караима Фирковича, то на кладбище попадаются камни I века н.э. Если это так - то это вообще едва ли не одно и древнейших кладбищ мира.

Технически на поверхности земли фиксируются около 7 тысяч надгробий, остальные просели под землю. Все надгробия ориентированы с свера на юг, наиболее часто встречающиеся - это надгробия типа “эгер-таш” (седло-камень) и “эвчикташ” (домик камень). Тех и других примерно поровну. Реже встречаются “ялпакташ” (плоский камень) и “софраташ” (стол камень). При этом надо понимать, что цифры - это именно количество надгробий или кенотафов умершим на чужбине - собственно могил здесь меньше.

Надгробия на кладбище Балта Тиймез. Фото автора
Надгробия на кладбище Балта Тиймез. Фото автора

Проходя под аркой, попадаешь словно в другой мир. Настоящая дверь измерений. Ощущения от нахождения здесь покруче, чем на ханском кладбище в Бахчисарае. Высоченные дубы, среди стволов и корней которых, по обе стороны от тропинки, насколько хватает глаз, раскиданы могилы. Солнечный свет сюда почти никогда не проникает. Деревья тесно сплетаются кронами наверху, и внизу всегда царит полумрак. Если на улице ветренно, то кроны шумят, скрипят стволы и “ходят” камни, многие из которых опёрты на деревья. Создаётся такой шумовой фон, среди которого вдруг слышен скрип дерева и стук камней. На каждый такой всплеск оборачиваешься и всматриваешься в сторону источника шума. Воображение начинает дорисовывать. Не хотелось бы тут оказаться в лунную, а пуще того - в безлунную ночь.

Даже если принять во внимание датировку от XIII века, то кладбище пережило столько исторических эпох! Тут вам и ордынский Крым, и становление Крымского ханства, и завоевание полуострова Блистательной Портой, и последующее вхождение Крыма в состав России, и период российского владычества, и Крымскую Народную Республику, и автономию и область в составе Украины и вновь российское подданство. Большая часть эпитафий написана на древне-еврейском языке. Часто в эпитафиях приводятся цитаты из Ветхого завета. Встречаются эпитафии и на караимском языке, но написанные древнееврейскими символами. Часть надгробий, относящихся к концу прошлого века, имеют двуязычные надписи - на иврите и русском.

Арка над входом на кладбище Балта Тиймез. Фото автора
Арка над входом на кладбище Балта Тиймез. Фото автора

Когда-то в Иосафатовой долине было почитаемое место захоронения, сюда привозили умерших караимов из городов, находящихся далеко за пределами Крыма. Сегодня в долине растет десяток дубов-исполинов – остатки священной рощи караимского народа. У караимов существовал культ священных дубов, их нельзя было рубить ни при каких обстоятельствах, отсюда и второе название этого места: Балта Тиймез. Говорят, караимы верили в связь между существованием священных дубов Иосафатовой долины и судьбой караимского народа. Теперь могучих деревьев почти не осталось, а территория кладбища почти полностью заросла кустарником и молодым лесом. От народа тоже почти ничего не осталось...

Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!

Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети: Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб о танго | Ютуб о путешествиях |

Проект "Путешествия" Цикл "Крымская авантюра" Глава 1. Флирт с судьбой | Глава 2. Добро пожаловать в Краснодар! | Глава 3. День первый | Глава 4. День второй, или из Кубани на Тамань | Глава 5. День третий или у парома выходной | Глава 6. День 4, или "Он едет из Тамани в Крым" | Глава 7. Феодосия: от Каффы до Кефе | Глава 8. Первый горный переход: Феодосия - Коктебель - Судак | Глава 9. Жизнь в Новом свете | Глава 10. Не такой уж он Алчакъ! | Глава 11. А пойдёмте в горы? Тут не далеко! | Глава 12. Наследие старой Генуи | Глава 13. Горы с железным характером | Глава 14. Двенадцать километров за день | Глава 15. Высота | Глава 16. Кот Брюн и танки | Глава 17. Монжене | Глава 18. И снова о том, как я не доехал до Бахчисарая | Глава 19. Дождь, тягуны и другие прелести веложизни | Глава 20. Сердце Бахчисарая | Глава 21. Зынджырлы-медресе: старейшее учебное заведение в Крыму | Глава 22. Ущелье Марьям дере - Ущелье девы Марии | Глава 23. Азиз Газы Мансур