Привет всем любителям спорта! Футбольные клубы уже давно перестали быть просто командами мужиков, которые призваны развлекать горстку фанатов, приходящих раз в неделю позырить футбиш и отвлечься. Спортивные организации — это полноценные бизнес системы, успешно создавшие самостоятельную отрасль, в которой ведут конкурентную борьбу, вырабатывая колоссальные доходы. Болельщик клуба это не только ярый фанат, скандирующий название любимой команды, но и непосредственный потребитель продукта компании, приносящий многомиллионную прибыль. На чем же конкретно зарабатывают футбольные клубы? Давайте разбираться.
1. Заработок со стадиона в день матча (Matchday)
Есть три основных категории, которые формируют доход клуба. Первая из них — Matchday. Еще в прошлом столетии основу доходов футбольного клуба составляли дни матчей, когда большие скопления болельщиков играющих команд приходили на стадион, покупали билеты, еду и напитки. И сейчас этот аспект приносит много денег клубам, так как футбол популяризируется, фанатская база растет, стадионы клубов реконструируются с целью вместить как можно больше болельщиков и продать больше билетов. Но все же в эпоху цифровизации и развития брендинга для футбольных клубов доходы в дни матчей ушли на третий план. Так, Манчестер Юнайтед в 2019 году заработал 119,5 млн. евро от реализации стадиона, вроде немало, но это число составляет только 17,95% от общей выручки клуба.
2. Заработок с коммерческих продаж (Commercial)
К коммерции относится реализации спортивной атрибутики, мерча, брендированных вещей. Это продажи клубного магазина и доходы от рекламных соглашений. Именно эта часть доходов стала превалировать над остальными в современной футбольной бизнес среде. Это провоцируется желанием болельщиков больше ассоциировать себя с командой, гордо нося символику клуба. А также трансферами звездных футболистов. Футболки с их фамилиями быстрее расходятся за счет ажиотажа и реакции фанатов нового клуба. Так, только за первые сутки Ювентус заработал 54 млн. евро на продаже футболок Криштиану Роналду, перешедшего в клуб в 2018 году. Ранее упомянутый Манчестер Юнайтед с коммерции получил 316,1 млн. евро в 2019 году, что есть 47,46% от общей выручки и почти в 3 раза больше, чем приносит Matchday.
3. Заработок с ТВ-трансляций (Broadcast)
Это деньги, которые телевизионные компании выплачивают клубам за возможность транслировать матчи на своих каналах для зрителей по телевизору, чтобы болельщики со всего мира могли в прямом эфире посмотреть на игру любимой команды. Broadcast в 21 веке стал приносить спортивным организациям также огромные деньги, гораздо большие, чем доход стадиона. Выручка МЮ с продажи прав на трансляцию составила 230,4 млн. евро в переводе на удельный вес это 34,59%. Англия вообще славится колоссальными доходами клубов от трансляций. Вылетевший из "АПЛ" Сандерленд (худшая команда того года в Англии) в 2017 году заработал 100 млн. фунтов. Вот так выглядит структура доходов современного футбольного клуба. Было интересно? Тогда поддержите канал лайком и подпиской. ФУТБИШПОКАЙФУ