«Песнь Ахилла» – это в первую очередь история любви маленького человека. С ударением на последнем слове. Не бога, не героя, а именно человека, со всеми его человеческими достоинствами и недостатками. Настоящий герой «песни» не Ахилл – быстроногий полубог, лучший из ахейцев и боевая машина, а некрасивый, слабый, казалось бы, ни на что негодный изгнанник Патрокл, плохой воин, но, как выясняется позже хороший медик и хороший эмпат – сосредоточие всего человеческого. Единственный, кто видит и любит в Ахилле не все вышеперечисленные регалии, а то самое обыденно-человеческое.
Есть тут еще одна очень человеческая, хоть и лишь упомянутая мимоходом, но, кажется, не менее настоящая, хоть и менее поэтичная любовь – Одиссея к Пенелопе.
И только во вторую очередь книга – это пересказ отдельных эпизодов троянского цикла. Собственно, знаменитая война автора практически не интересует. Эпический широкий обзор первоисточника сужается до небольшой точки отношений двух людей, и изначально безличный непсихологический эпос превращается в очень личную лирику.
В тексте абсолютно пронзительный финал. Не знаю, насколько это будет спойлером (Но все ведь читали, может, не «Илиаду», но хотя бы мифы в переложении Куна?), но повествование, которое, напомню, идет от лица Патрокла не заканчивается не только после смерти Ахилла и взятия Трои, но и после отплытия ахейцев. И да, все еще продолжает идти от лица Патрокла, который говорит о том же: любви и человечности, но только уже в немного другом, вечном контексте.
Кстати, о спойлерах. Зная основные моменты сюжета, очень явно чувствуешь античную трагическую иронию судьбы. «Ахилл будет жив, пока жив Гектор», - гласит пророчества. «Зачем мне убивать Гектора? Что он мне сделал?», - спрашивает у Патрокла в свою очередь Ахилл. А в где-то в сознании читателя в этот момент спутывает нити мойра Атропос.