⠀
Вы можете сколько угодно пялиться с умным видом на пустые стены в Нью-Йоркском музее невидимого искусства (да, есть и такой) или потеряться в «Трех стульях» Кошут Джозефа, рассуждать какой глубокий смысл заложен в этих произведениях, но так и не угадать, что пытался сказать художник, а может оказаться, что он вообще не вкладывал никакой глубокой мысли, а вы зря громко охали и восхищались.
Хорошо развел высокохудожественную публику Марсель Дюшан. В 1917 году он решил повеселиться. Пошел в обычный магазин сантехники, купил заурядный писсуар, перевернул его верх ногами, черной краской написал сбоку свой псевдоним «Р. Матт 1917». Реди-мейд был готов. Свое творение Дюшан назвал «Фонтаном» и отправил на выставку Независимых художников, оплатив необходимый взнос.
Эта выставка должна была стать глотком свежего художественного воздуха. Общество независимых художников создало её, чтобы противостоять консервативной национальной академии художеств, и чтобы каждый смог проявить себя в творчестве. Но либеральные творцы оказались не таких и свободных взглядов. «Фонтан» посчитали вульгарным и оскорбительным, так и не выставив его на всеобщее обозрение. Сегодня «Фонтан» признан одним из главных произведений искусства ХХ века.
⠀
Главное, что хотел своей работой сказать Дюшан: «ЕСЛИ ХУДОЖНИК СЧИТАЕТ СВОЮ РАБОТУ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ИСКУССТВА, ТО ТАК ОНО И ЕСТЬ».