Найти тему
Мир Танков

Как называли советскую технику в НАТО? Классификация

Оглавление

В Североатлантическом альянсе прижилась традиция давать кодовые названия советской, а позднее российской военной технике. Зачастую кажется, что такие наименования не соответствуют конкретному образцу. С чем это связано?

Удобная система

Почти в каждой современной армии находится множество различных типов военной техники и вооружения, которые имеют довольно сложную буквенно-цифровую кодификацию. Если собственные военные разбираются в ней без труда, то для потенциального противника это непростая задача. С подобными трудностями столкнулись американцы во время Второй мировой войны на Тихоокеанском театре военных действий. Им было сложно разобраться в разновидностях военной техники японцев и тем более выучить их буквенно-цифровое обозначение. Чтобы облегчить себе задачу идентификации вооружения противника они разработали свою систему, опирающуюся на близкие каждому американцу названия. К примеру, самый известный истребитель японских ВВС Mitsubishi A6М ( Рэй-сики кандзё сэнтоки — буквально: "истребитель типа ноль") союзники именовали коротко – «Zero».

После создания НАТО американцы продолжили использовать свою систему кодификации в отношении сложной военной техники потенциального врага, в лице которого теперь выступали СССР и Китай.

Для унификации кодовых слов в названии одного вида техники специалисты НАТО решили использовали одну и ту же начальную букву – соответствующую первой букве англоязычного термина. Так, все истребители стран противника в кодировке Альянса начинались на букву «F» (fighter), бомбардировщики – на «В» (bomber), вертолеты – на «H» (helicopter), транспортные самолеты – на «С» (cargo), многоцелевые летательные аппараты других категорий – на «М» (miscellaneous – «прочий»).

С ракетами все немного по-другому. Например, кодовое название советских ракет «земля – воздух» начинается с литеры «K», которая является первой буквой транскрипции русской буквы «Х» (Kh) – с нее начинается отечественное наименование ракет – например, Х-22. В других случаях все так же, как и с авиацией: кодовое название ракет «земля—воздух» начинается с «G» (ground), «воздух—воздух» — с «A» (air), «земля—земля» — с «S» (surface).

Для модифицированных моделей принято добавлять к основному названию через дефис букву в алфавитном порядке. Например, «Bear-A», следующий вариант будет уже с буквой «B». Если в модель были внесены незначительные изменения, то часто добавляют слово Mod (сокращение от Modified) или variant, плюс латинскую цифру, например, «Bear-F Mod.IV».

Избежать участи дерусификации удалось разве что отечественным танкам. Скорее всего потому, что русскоязычное и англоязычное название этого вида бронетехники идентичны. Танк он и в Америке Tank. Таким образом Т-54, Т-14 или Т-90 остаются в неизменном виде и в кодификации НАТО.

Странные имена

Чаще всего натовские кодовые названия применялись для образцов советской (российской) авиации. Иногда такие название точно отражали характеристики конкретного изделия. Так, многоцелевые истребители 4-го поколения от Су-27 до Су-35 получали название Flanker («Бьющий во фланг»). Возможно, это наименование связано с малозаметностью и сверхманевренностью машины. Многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34 превратился в Fullback («защитник»). Наверное, американцы имели ввиду, что он не нуждается в истребителях прикрытия и сам может защищать себя при выполнении боевых задач.

Нередко имена отечественной военной техники, данные в НАТО, звучат нелепо и даже бессмысленно. Например, сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31 получил прозвище Foxhound («Лисья гончая»), а дозвуковой истребитель МиГ-17 был назван Fresco («Фреска»). Возможно, ничего более звучного и легко запоминающегося на букву «F» американцы придумать не смогли. Один из первых советских реактивных истребителей МиГ-15 рядовые натовские солдаты между собой прозвали hawk («Сокол»). Однако наверху его предписали называть Fagot.

Новейший российский истребитель 5 поколения Су-57 был только в стадии разработки, а за океаном уже придумали ему имя – Felon, что может переводиться как «Преступник» или «Уголовник». Издание Scramble Magazine, посвященное гражданской и военной авиации, на своей официальной странице в Facebook сообщило, что термин «Felon» может описывать того, кто совершил что-то ужасное.

Тот же принцип прослеживается и в натовских наименованиях российских бомбардировщиков. Турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95 во всех своих модификациях имеет прозвище Bear («Медведь»). Наверное, в таком названии есть смысл. Это тяжелая, почти 100-тонная машина обладает самой большой скоростью среди турбовинтовых самолетов.

Дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Ту-22М получил кодовое название Backfire. Один из переводов этого термина – «неприятные последствия». Вполне логично для машины, которая несет на своем борту ядерное оружие. В

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160, известный в России как «Белый лебедь», в кодификации НАТО получил прозвище Blackjack — («Блэкджек»).

Вертолеты в кодификации Североатлантического альянса также имеют образные названия, которые далеко не всегда соответствуют характеристикам машин. К примеру, первый советский противолодочный вертолет корабельного базирования Ка-25 по документам НАТО именуется Hormone («Гормон»), а многоцелевой вертолет Ми-8 был прозван Hip («Бедро»).

В случае одноместного ударного вертолета Ка-50 – Hokum (Оборотень», «Обманщик») название довольно характерное: машина наносит удары и сразу уходит из возможной зоны поражения средствами ПВО. Очень меткое имя дали американцы ударному вертолету Ми-28 – Havoc («Опустошитель»): это универсальная машина, способная находить и уничтожать любую бронированную технику, малоскоростные воздушные цели и живую силу противника.

Среди транспортников (имена, которые в натовской кодификации начинаются на «С») лишь Ан-124 имеет приличное название – Condor («Кондор»). Эта огромная четырехмоторная машина действительно немного напоминает самую большую птицу Южной Америки – андского кондора. Ту-124 и Ил-86, использовавшиеся в свое время советской военно-транспортной авиацией, названы соответственно Cookpot («Кастрюля») и Camber («Изогнутый»).

В кодификации НАТО советских ЗРК наибольшую известность приобрела двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета 3 поколения Р-36М «Воевода». За океаном ее окрестили грозно – Satan («Сатана»). В Вашингтоне действительно очень сильно боялись этой ракеты, головная часть которой состояла из десяти ядерных блоков и имела мощность по 800 килотонн каждая. Теперь на смену ей приходит новая тяжелая МБР «Сармат». Учитывая, что первая буква ее имени совпадает с английской «S», не исключено, что американцы захотят оставить российское название.

Еще наши публикации:

Как заводили танки зимой?
Зачем танки поднимают ствол пушки после выстрела?
Почему артиллерия это БОГ войны?

У нас есть подарки для танкистов! ------> Жми!

-2

Понравилось?

Поддержи нас лайком и поделись этой информацией с друзьями!
Наш сайт -
https://worldoftanks.ru/
VK -
https://vk.com/worldoftanks
Youtube -
https://www.youtube.com/user/WorldOfTanks
Facebook -
https://www.facebook.com/WorldOfTanks.RU/