Найти в Дзене
моЯпRелесть

Почему я ни за какие деньги не стану учить читать двухлетнего ребёнка

Мой старший в 8 месяцев сказал слово "правда" и с тех пор говорит только правду; в 2,5 года получил в подарок от Деда Мороза кубики - в три уже бегло читал. Внимание вопрос: кто мама мальчика? Логопед. Думаете, в этом дело? Казалось бы - да. Однако парадокс: второй ребёнок той же мамы-логопеда заговорил(а) в 2,5 года, а чтобы читать... охотно только к семи годам. Оба ребёнка по окончанию школы получили по золотой медальке и выбрали науку (физика и химия) - речь прекрасная, интересное мышление, но почему такое разное развитие? Давайте думать вместе. Что является актуальным для ребёнка раннего возраста? Какой у него тип мышления? Каковы особенности восприятия? Сразу о главном - чтение в раннем возрасте опция сильно дополнительная и её целесообразность рассматривается только при условии своевременного усвоения ребёнком основного - действенного и действительного познания материального мира. А если ваш вундеркинд ещё песка не наелся, не контролирует мочеиспускание и не проходит без коля

Мой старший в 8 месяцев сказал слово "правда" и с тех пор говорит только правду; в 2,5 года получил в подарок от Деда Мороза кубики - в три уже бегло читал. Внимание вопрос: кто мама мальчика? Логопед.

Думаете, в этом дело? Казалось бы - да. Однако парадокс: второй ребёнок той же мамы-логопеда заговорил(а) в 2,5 года, а чтобы читать... охотно только к семи годам. Оба ребёнка по окончанию школы получили по золотой медальке и выбрали науку (физика и химия) - речь прекрасная, интересное мышление, но почему такое разное развитие?

Давайте думать вместе.

Что является актуальным для ребёнка раннего возраста? Какой у него тип мышления? Каковы особенности восприятия?

Сразу о главном - чтение в раннем возрасте опция сильно дополнительная и её целесообразность рассматривается только при условии своевременного усвоения ребёнком основного - действенного и действительного познания материального мира. А если ваш вундеркинд ещё песка не наелся, не контролирует мочеиспускание и не проходит без коляски больше десяти шагов - марш дозревать! Пешком.

Увы, наши милые двух-трёхлетние крохи со страстью первооткрывателя будут искать необычные голышики в куче щебня, или ракушки на морском берегу, или букашек в траве, а все эти "кибуки с буками" нужны им только для простых предметных манипуляций... а если малыш сделает раскрытую книгу крышей для домика из кубиков - он гений!

Сама читай свою скучную книжку, а я в домике!
Сама читай свою скучную книжку, а я в домике!

По оценке детских офтальмологов только пятая часть четырёхлеток имеет достаточную для чтения зрелость зрительной дифференцировки. Практика показывает, что лишь небольшой процент малышей проявляет сознательный интерес к чтению годом раньше, в три. Шутка в том, что определить баланс сил и возможностей ребёнка без подключения профильных специалистов практически невозможно.

Простая проверка: если малышонок не запомнил символ с третьего предъявления и "считывает" букву с кубика или знакомого плаката, но не узнает её изменённый образ в книге, в надписи (крупно!) на коробке с игрушкой, на вывеске — значит точно не готов! Даже если ему пять! До начала школьного обучения имеет полное право гулять!

"Мальчики гуляют после школы, а девочки должны нагуляться до школы". Александр Чижов, отец автора статьи

Просто в пять лет покажите этого крепыша и гулёну офтальмологу и логопеду, даже если на ваш взгляд он развит по возрасту.

 Ой, муравей по страничке ползёт...
Ой, муравей по страничке ползёт...

Пик познавательной активности ребёнка приходится на -8+ лет, именно к этому возрасту на школьника обрушиваются тонны новых знаний, все учебные навыки формируются и обкатываются стремительно.

100% т.н. социально благополучных нейротипичных детей 8-ми лет умеют читать. Кто-то начал в три, кто-то в шесть - но с этого момента они идут голова к голове: впереди то главное, ЗАЧЕМ они учились читать - знания!

Однако в последнее время заметно увеличился поток 9-10-ти летних детей (3-4 класс началки), которые резко "посыпались", как говорят родители, будто в один миг разучились читать, хотя до этого с двух лет занимались в продвинутых бэби-клубах, читали целыми словами, даже параллельно изучали английский. Теперь же ребёнок параграф из учебника осилить не в состоянии: стал апатичным, вялым, вовсе потерял интерес к школьному обучению. А впереди - целая жизнь! Учиться, учиться и учиться, - Ленин завещал, - а Вася не хочет... Или не может?

"Наряду с первым вопросом о переводе обучения письму в дошкольный возраст выдвигается само собой требование жизненного письма, которое можно сравнить с требованием жизненной арифметики. Это значит, что письмо должно быть осмысленно для ребёнка, должно быть вызвано естественной потребностью, надобностью, включено в жизненную, необходимую для ребёнка задачу." Л.С.Выгодский, отец советской дефектологии

Процесс познавательного жизненного чтения должен приносить ребёнку радость, даже триумф, ощущение успеха. Да, именно живой познавательный процесс, а не формат занятия по раннему квазичтению в бэби-клубе, что напоминает скорее зоологический эксперимент.

«Когда мне говорят: „Я своего сына в два года начал учить читать“, я отвечаю: „Ну и дурак!“. Зачем это нужно? Он в два года ещё не может этого делать. Его мозг к этому не готов. Если вы его надрессируете — он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача». Татьяна Черниговская, психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Глобальная трудность безболезненного попадания в раннее чтение состоит как раз в том, что письменная речь для своего хотя бы мизерного развития требует от ученика высших степеней абстракции. А это никак ни массовое явление на первой жизненной пятилетке.

Вот и получается, что в тот момент, когда малыш с удовольствием познаёт предметный мир (мышление через действие), учится узнавать привычные предметы на картинках и воскрешать в памяти определённый объект по словесному описанию взрослого (мышление через образы), мы предлагаем ему мыслить абстрактно, знаками. Ведь буквы - это знаки, символы. Нонсенс! Не дождётесь, товарищи взрослые.

Малыш видит картинку, просто картинку, в лучшем случае и с вашей подачи дотягивая иероглифический, чуждый ему образ до образа знакомого предмета: П - турник, Ч - перевёрнутый стул, Х - крест, О - бублик... Увы, мозг человека по-разному воспринимает и обрабатывает предметные образы и знаки: буковки, циферки, математические символы. Какую таблицу показывает офтальмолог малышу? "Ш" и "Б"? Нет! Звёздочку, машинку и паровозик... Почему это важно? Потому что кроха, которая зазубрила названия буковок раньше, чем головёшка дозрела до их дешифрации, начинает воспринимать "А и Б" как человечков, сидящих "на трубе", а значит, чтобы прочитать "БА", надо мысленно взять их, Б и А, за ручки и подружить. Прекрасная задача для пятилетнего дошколёнка, зрительная система и развитие мышления которого УЖЕ позволяют видеть в буквах символы, считывать их как звуки, но ЕЩЁ осталась лёгкость манипулирования ими в игровой форме. Прелесть!

Двух-трёх леток оставьте в песочнице!
Двух-трёх леток оставьте в песочнице!
«Если мы требуем от ребёнка трёх лет (а в этом возрасте он ещё функционально не готов к тому механизму зрительного восприятия и дифференцировке буквенных знаков, которые лежат в основе чтения) это делать, то у ребёнка формируется неэффективный механизм чтения, который сохраняется на весь период обучения». Марьяна Безруких, директор института ФГУ «Институт возрастной физиологии» РАО, профессор

Так нет же, тщеславные взрослые с помощью педагогов-профанаторов закладывают в незрелый мозг один набор абстрактных картинок и тут же двигают дальше - изучать английский. Ребёнок ещё не знает, что странное чувство, которое он испытывает в свои 2,5 года именуется фрустрацией, он просто не верит, что одно и то же изображение креста, а некоторые ещё и Христа приплетают, может по-разному называться: "ха" и "эйч". Вообще зачем ему это знать, если он ещё попу мыть самостоятельно не умеет?

Нейрофизиологи констатируют: при считывании абстрактных знаков и конкретных образов мозг ребёнка демонстрирует активность совершенно разных участков, задействованы разные нейронные пути и схемы обработки информации. Обратите внимание, как в том и другом случае перемещаются по странице глаза малыша. Следите за эмоциями, когда его взгляд на яркой понятной картинке и чёрно-белом символе.

Я ещё вас не пугала ранней катарактой. Когда ребёнку 2 года, вас это не парит, но поверьте: катаракта в 80 лет - это норма, а в 50 при форсированном раннем чтении?

Проведены тысячи экспериментов, я, как и многие специалисты, наблюдаю не только за вашими детьми, но и предельно изучаю своих: дети, обрабатывающие буквы как рисунки, при чтении текстов устают быстрее.
Ваша кроха видит и пытается запомнить
рисунок буквы «Ю», а не знак «Ю», значение которого для более зрелого мозга - монолит, не важно большая это буква, маленькая, написана от руки, напечатана ли, какого цвета и на сколько пунктов шрифт - это "Ю" и точка!

А для малыша  "Ю" - это кракодября, которую он пытается дотянуть в своём сознании до чего-то более конкретного, ощутимого.
А для малыша "Ю" - это кракодября, которую он пытается дотянуть в своём сознании до чего-то более конкретного, ощутимого.

Так, исследования движения глаз при чтении показывают, что у детей 8-9 лет, вовлечённых в обучение до четырёх лет (на начальном этапе формирования наглядно-образного мышления) и обрабатывающих знаки как изображения, скорость чтения при смене шрифта страдает сильнее, чем у их ровесников, воспринимающих символы как символы. Родители второй группы детей либо не заморачивались особо, не препятствуя спонтанному и нормальному развитию хорошо от природы организованного ребёнка, либо, напротив, особо вдумчиво подошли к процессу обучения письменной речи, способствуя формированию всех предпосылок к старшему дошкольному возрасту (развитые ВПФ, сформированное наглядно-образное мышление с включением элементов абстрактного). Что и говорить, корректно сформированный навык энергетически гораздо эффективней.

Проблема эта наиболее актуальна для такого сложного полнозвучного языка как наш родной - русский. Для иероглифического письма глобальное(квази) чтение в раннем возрасте вполне себе оправдано.

Но мы-то зачем эту квази-моду перенимаем?

Родители любят прихвастнуть: «Это он/она сам/а!». Минуточку: какими судьбами? Вы шли с двухлетним крохой по парку и вдруг он прочёл:"По газонам не ходить"? Или всё-таки над его колыбелькой висели зайки с яркими буковками на пузиках, на стене - звуковой интерактивный плакат "Азбука", соблазнительно-прекрасные "говорящие" кубики - и всё это в сензитивный "зрительно-слуховой" период развития?

Ребята, это уже обучение, которое удачно легло на природные способности. А если ко всему прочему добавить формулу "время с мамой - время за книгой", и книги... стопки учебников, коробки, стеллажи с книгами, всюду и постоянно книги в руках у всех значимых взрослых, то о каком самостоятельном выборе идёт речь? Читающий ребёнок в читающей среде - закономерность.

Печалька, но с аналогичным успехом можно радовать малыша игрушками из магазина "Интим" - если кого-то интересует такой путь раннего развития.

(В Англии, кстати, уже в 15 лет многим особо ранним диагносцируют импотенцию - последствия начала интенсивной половой жизни при отсутствии психологической готовности)

Форсированное обучение чтению в три года тоже ломает личность. Я говорю об отсутствии предварительной логопсихологопедагогической диагностики и игнорировании базовых возрастных потребностей ребёнка. Бонусом получаем: телесный и мимический дефицит, соматогностический невроз, проблемы с адекватностью пространственного восприятия, заикание, дислексия/дисграфия в школьном возрасте, биоэнергетическое истощение, нарушения в эмоционально-волевой сфере от капризности, болезненной робости до открытой агрессии.

Слишком ранее знакомство с символами, знаками на фоне сенсомоторного недоразвития, редуцированная фаза простой предметной деятельности, отсутствие должной опоры на пространственное восприятие неизменно приведут к самым разным детским и подростковым проблемам. А вы, поверьте, и без того не заскучаете.

К десяти годам - распишитесь и получите - апатичного трутня, измученного кубиками Зайцева попугая, ленивую мартышку с убитой познавательной активностью, которая не понимает, ЗАЧЕМ нужно читать.

Зато я отлично понимаю, что ни за какие деньги не стану уничтожать вашего ребёнка.
Зато я отлично понимаю, что ни за какие деньги не стану уничтожать вашего ребёнка.

* в статье приведены примеры развития нейротипичных детей;

* детям с заиканием при норме интеллекта и зрения показано обучение чтению (спецметодика!) в качестве дополнительного фактора ритмизации речи.