Найти в Дзене

Аристарх Венес: «События "Водоворота" несут в себе мою личную правду и боль»

Вышел сериал «Водоворот», в котором группа следователей ловит маньяка, убивающего неблагополучных подростков. Одного из оперов сыграл Аристарх Венес. Звезда «Кадетства» предстает здесь в кардинально новом имидже. Ярослав Забалуев поговорил с актером о выборе ролей и о том, почему «Водоворот» настолько важная для него история.

Герой Аристарха Венеса — Марк, один из участников оперативной группы, которая наткнулась в городском коллекторе на убитых подростков и выяснила две вещи: дети, скорее всего, жертвы маньяка-оккультиста, и их никто не ищет. Каждый из оперов остро реагирует на это дело: у руководителя группы, Краснова (Владимир Вдовиченков), растет дочь-подросток; Кирилл (Владислав Абашин) насмотрелся ужасов на войне и по каким-то причинам изучал культы и секты; а у Марины (Юлия Мельникова) и Марка тоже были проблемы в детстве. Персонаж Венеса к тому же страдает от наркозависимости и не понаслышке знает о жизни бездомных и никому не нужных детей.

-2

— Можете коротко, в одной фразе по возможности, сформулировать, что это за проект?

— Коротко… Да нет, не получится. Это же глобальная тема. Меня поражает, как люди не видят того, что происходит у них прямо под носом. Это, знаете, как взять детское ведерко, зачерпнуть воды из океана, не найти там синего кита и говорить, что китов не существует. А эти «синие киты» есть совсем рядом, просто мы стараемся ничего не замечать. Удобная такая позиция — отрицать и высмеивать правду, которая больно бьет. Да вы зайдите на YouTube, посмотрите, что такое наркопритон, например. Я очень надеюсь, что «Водоворот» обратит внимание на эту неудобную правду, на проблемы нового поколения. Сериал как раз об этом — о жестокой реальности, знакомой живым людям, а не диванным экспертам, которые понятия не имеют, что волнует современных подростков.

— Как вы вообще попали в «Водоворот»?

— Примерно так же, как у меня бывает всегда — в последний момент. В свое время меня так взяли в «Закон каменных джунглей». Здесь долго не могли найти Марка, всех перебрали, а потом я пришел, и все срослось. Для меня это очень близкий материал. Когда я читал сценарий, особенно монолог из первой серии, это было настолько личное… Я стараюсь ни о чем не жалеть, но события, описанные в «Водовороте», мне очень понятны, несут в себе мою личную правду и личную боль. Ну и кроме того, я не мог поверить, что сценарий написал русский человек и что этот текст можно экранизировать в России. Видимо, наступило новое время — появились интернет-платформы, позволяющие делать правдивое и жесткое кино. Не хочу сказать, что меня интересуют только жесткость и правда-матка (опять же это как показать и решить), но думаю, что «Водовороту» удалось найти баланс между неприятной правдой и художественным прочтением.

-3

— Вам было важно, что герои могли материться в кадре?

— Мата, кстати, в сценарии было меньше, но с моим появлением стало раза в четыре больше. (Смеется.) У нас трюковые сцены ставил Саша Самохвалов. Вот он мне говорил, что стрелять и швырять оружие надо так же, как я матерюсь. На самом деле, там нет мата ради мата, он везде оправдан — эти люди так говорят, у них есть на то причины. Ну, то есть это не ситуация, когда из-за возможности материться мы взяли и пересняли «Ну, погоди!», где Волк теперь говорит Зайцу: «Сейчас я тебя ***** [тр@*ну]».

— Можете чуть подробнее рассказать, почему «Водоворот» для вас настолько личный проект?

— 24 августа, когда я был в Краснодаре, мне прислали сценарий, 25-го должны были быть пробы. И тут я, прилетев рано утром в Москву, узнаю, что мой ближайший друг, мой старший брат и единственный единомышленникИгорь Хомский разбился... И то внутреннее состояние, в котором я оказался, очень точно совпадало с тем, что происходит с моим героем. Не говоря о том, что тема брошенных детей, подростковой уличной жизни — все это мне очень близко и понятно. Мой опыт в этих сферах жизни выражался и в акцентах, которые я расставлял в тексте, и в особенностях поведения Марка, и в татуировках, которые есть на его теле — их подбирал я лично, в том числе и места, где они будут располагаться. Это важно, потому что татуировки Марка — его паспорт. То, что на мне будут рисунки, я скрыл, и, когда снял в кадре майку, все, мягко говоря, были в шоке. Но никто не забраковал: татухи еще больше «зазернились» в материал и биографию героя. Все дело в деталях, поэтому в Марке нет ничего случайного.

-4

Должен сказать, что мне всегда шли навстречу в этом проекте. Возможно, чувствовали, что не нужно мешать, видели, насколько я знаю предмет, знаю, о чем говорю. Это очень тонкий и мудрый психологический шаг. Библия, гитара, комбарь — тоже мои личные вещи, я их принес в квартиру Марка, и это тоже много о нем говорит зрителю. В Марке, повторюсь, очень много моего личного водоворота. Я в этой роли просто плыл по течению или тонул — не знаю. Понимаете, я вырос на востоке Москвы и первый труп увидел совсем маленьким, когда мы с родителями в новогоднюю ночь вышли гулять, а на лестничной клетке лежал взрослый дядя с машиной ширева (шприцем с наркотиками — Прим. ред.). А я в 6 лет играл на скрипке, был хорошим светлым парнем. И вот однажды открываются двери лифта, и я вижу здоровых мужиков, которые «ставятся по вене». Это было отвратительно и страшно, но тогда с наркотрафиком еще боролись. А сейчас ты едешь по городу и читаешь на асфальте: соль, спайсы; по всему городу закладки. И с этим ничего нельзя сделать. Еще и поэтому «Водоворот» — такая личная история; она о том, что происходит вокруг меня.

— Расскажите, как вы вообще выбираете роли.

— Не то чтобы у меня нет отбоя от предложений, и я довольно спокойно к этому отношусь. Иногда слышу вопросы, мол, где Венес, куда он пропал. Да никуда я не пропадал. Сейчас выходит «Водоворот», скоро должен выйти «Документалист» — тоже очень интересная работа, которую мы сделали для PREMIER. Я очень жду сериал «Потерянные», в котором снимался у Романа Волобуева. Просто я непопсовый артист, наверное, для меня популярность не самоцель. Я не хочу быть затычкой в каждой бочке и документировать свою жизнь в Instagram: я пожрал, я посрал. Я не про это. Знаете, у Кевина Спейсиоднажды спросили, почему никто не знает о его личной жизни. Он ответил, что если зритель будет знать о нем слишком много, то будет сложнее поверить герою, особенно маньякам и психопатам, которых Спейси играл довольно часто. Мне тоже кажется, что артист не должен давать о себе слишком много информации; отношение к профессии здесь, на мой взгляд, важнее личной жизни.

-5

— Я спрашиваю о критериях выбора ролей потому, что такое вживание в образ, о котором вы говорите, вряд ли позволяет работать на потоке.

— Верно, очень важна чистоплотность. Я из актерской семьи, так что воспитание дало мне очень многое. Кроме того, посчастливилось поработать с Сергеем Александровичем Соловьевым, Игорем Хомским, тем же Волобуевым — это не просто имена, это люди, которых я (и не только я) считаю настоящими мастерами. Я внимательно смотрю за тем, как выбирают роли Брэд ПиттКолин ФарреллМэттью МакКонахи. Разумеется, мне очень помогло на старте «Кадетство», но дальше уже нужно было тщательно выбирать роли, не размениваться. Это, в конце концов, дело моей жизни, важнее в ней ничего нет. Я берусь только за те картины, которые задевают меня лично. Я люблю психологические триллеры — «Семь»«Таинственная река»«Настоящий детектив»; для меня это любимый жанр, я в нем чемпион мира. (Смеется.) Соответственно, мне хочется и сниматься в таких картинах, отвечающих моему вкусу и эмоциональному состоянию. С другой стороны, нельзя недооценивать важность этой работы — не зря же ЦРУ всегда открыто рассматривало кинематограф как важнейший инструмент пропаганды. Я знаю, что у меня большая фан-база парней и девчонок. Моя целевая аудитория — подростки, я ими дорожу, и мне не по фигу, что с ними происходит. Для меня один из важнейших мотивов при выборе ролей — ответственность за моих фанов. Я через эти роли могу с ними разговаривать, предупредить их о чем-то. Они ведь все в той или иной степени ранены, напуганы, одиноки. Они — дети. Да я и сам ребенок, мои органы чувств и рефлексии постоянно обострены.

— То есть не приходится доказывать, что вы серьезный артист, и волевым усилием отказываться от ролей красивых мальчиков?

— А что такое красивый мальчик? Это же условность. Кому-то вкатываешь, кому-то — нет; вкусовщина. Всегда найдется кто-то лучше, краше. Для парня это более чем спорная тема, даже для артиста. Другое дело — обаяние. Вот эта штука не поддается никаким формулам. Это природный магнетизм, которому научить нельзя — он либо есть, либо нет. Венсан КассельВладимир Басов — вряд ли вы назовете их красавчиками.

— Басов — великий артист.

— Вот именно! И быть таким, быть настоящим для меня гораздо важнее, чем красота. Если бы меня спросили, кем я хочу быть, Марио Касасом или Евгением Леоновым — ну извините, ответ очевиден. Повторюсь, для меня это дело жизни. Способы не умереть с голоду я найду, но в говне сниматься не буду.

-6

— Да, но есть как минимум два проекта в вашей фильмографии, которые в глазах многих этот тезис опровергают.

— Вы про «Максимальный удар»?

— И про «За гранью реальности».

— А, ну да. Слушайте, я прекрасно знаю, что такое «Максимальный удар». Но тут вот что важно. Во-первых, не хотеть работать за рубежом — это как играть в российском футбольном клубе и не мечтать о Лиге чемпионов. Во-вторых, это был шанс поработать с Анджеем Бартковяком, человеком, снимавшим Аль Пачино, и его группой. Это история не про бабки. А то, что я сделал там, я сделал честно: какого написали героя, такого и сыграл. С «За гранью реальности» та же история: у нас такое кино почти не делают, хотелось попробовать. Мы, честно говоря, думали, что получится совсем говно, а вышло… Я в целом не считаю этот проект каким-то зашкваром — не хуже, по крайней мере, абсолютного большинства российских фильмов, выходящих в прокат.

— У вас есть какой-то план, каким вы видите себя лет через пять-десять? Как будет развиваться ваша карьера?

— Да понятия не имею. Может, я отъеду через пару лет или недель… Кто знает? Это такая драматургия жизни, и тем она прекрасна и удивительна. Никогда не знаешь, когда погаснет фонарь. При таком раскладе вопрос про развитие карьеры далеко не на первом месте. Меня куда больше волнуют какие-то другие вещи.

— Какие?

— Останутся ли к тому моменту настоящие художники или перемрут все, например. Мне кажется, то, что сейчас в тренде, — это какая-то чудовищная антихудожественная пена, купаться в которой у меня лично все меньше желания. Хочется найти людей, с которыми можно говорить на одном языке, которые способны отстаивать свою позицию, с которыми можно идти в окопы, под обстрел.

— Надеюсь, у нас с вами в жизни обойдется без настоящих обстрелов.

— Да, здесь вы совершенно правы. Хочется мирного неба.