12 июля 1917 г. (103 года назад)
В ночь с 12 на 13 июля 1917 у бельгийского города Ипр англо-французские войска были обстреляны немецкими минами с маслянистой жидкостью. Германия применила химическое оружие – жидкий отравляющий горчичный газ кожно-нарывного действия.
Вопреки расхожему убеждению пионерами химических атак стали вовсе не немцы, а французы, которые в августе 1914 года применили химические гранаты против немецких солдат.
Этот газ был известен очень давно почти сто лет различные химики по всему миру успешно его синтезировали, но это не вызывало никакого интереса, так как не были выявлены отравляющие свойства этого вещества.
Ситуация изменилась в 1913 году. В лаборатории немецкого химика Германа Фишера разбилась колба с синтезированным газом. После этого происшествия. Коллега Фишера, англичанин Ганс Кларк, отправился на два месяца в больницу. А Фишер сообщил о случившемся Немецкому химическому обществу, которое тесно сотрудничало с немецкой оборонкой. До большой войны оставался год, и поражающими свойствами этого газа заинтересовались генералы.
Газу дали название LOST — по первым буквам фамилий немецких химиков Ломмеля и Стейнкопфа, которым в 1916 году поручили довести формулу нового газа до ума и добиться возможности его боевого применения на фронтах.
Чистый газ не имеет цвета и запаха, но при производстве для боевых целей в него добавили примеси с запахом горчицы или чеснока, поэтому впоследствии LOST стали называть горчичным газом.
За названием «иприт» стоит вся история Западного фронта Первой мировой войны. После довольно динамичного начала быстро превратилась в «окопное». На Западном фронте противоборствующие армии зарылись в землю, раскинулись минные поля и проволочные заграждения. Наступательные операции стали совершенно неэффективными и обе стороны оказались в ситуации когда без видимых перемен на линии фронта гибли сотни тысяч людей.
Одним из таких сражений стала битва у бельгийского города Ипр на реке Иперле. Послышалась канонада артиллерии, солдаты, вжавшись в окопы, приготовились к взрывам, но взрывов не было. Снаряды разрывались на удивление тихо, однако вскоре в воздухе стал витать запах горчицы и чеснока. Обстрел закончился и солдаты вздохнули с облегчением. В тот день Германия первый раз применила в боевых условиях новый отравляющий газ, впоследствии названный в честь местности - «иприт»
В ту ночь ипритом отравилось около 2,5 тыс. человек. Из них погибло 87. Кажется что это не такие уж и большие цифры, особенно если учесть что при любой атаке гибло в разы больше. Иприт далеко не всегда убивает гибнут лишь 5% отравившихся, но он наносит непоправимые повреждения организму человека. Приносит мучения, боль и делает инвалидами. Кроме того, иприт разрушает даже структуру ДНК, а значит о здоровых потомках можно забыть.
Применение ядовитых газов в Первой мировой войне было крупной военной инновацией. Диапазон действия отравляющих веществ шёл от просто вредоносных (таких, как слезоточивый газ) до смертельно ядовитых, как хлор и фосген. Химическое оружие является одним из основных в Первой мировой войне и в общей сложности на всём протяжении XX века. Иприт же был первым отравляющим газом, созданным специально для убийства людей.
При заражении местности ипритом слабо помогают любые индивидуальные меры защиты, такие как противогаз и костюмы химзащиты. Крайне не рекомендуется находиться в местах заражения ипритом свыше 40 минут, т.к. данное вещество имеет способность преодолевать любые средства защиты в той или иной степени.
К счастью, применение газа в ходе военных действий было довольно быстро признано нецелесообразным, учитывая невозможность управлять распространением газа. Любой порыв ветра может снести облако отравляющих веществ к союзным силам. Вспомнить то самое испытание под Ипром - неподалеку в окопах сидели Адольф Гитлер и Эрих Мария Ремарк. И любой порыв ветра мог лишить нас одного из великих писателей или не дать свершиться самому массовому военному конфликту современности.
Англичане под конец войны тоже начали использовать иприт разгадав его формулу. Но наладить производство нового отравляющего вещества удалось лишь в 1918 году, из-за чего использовать иприт в военных целях удалось лишь в сентябре 1918 года (за 2 месяца до перемирия).
Хотя применение химического оружия и считается нецелесообразным. Ипритом травили эфиопов итальянские фашисты во второй половине тридцатых годов, его применял Саддам Хусейн в войне против Ирана.
Применению иприта был положен конец в 1997 году после вступления в силу конвенции о запрете применения химического оружия. Однако это не означает что некоторые организации или странны не могут применить иприт. Известны случаи применения этого газа боевиками ИГ в Сирии.