За годы службы, в жизни любого летчика происходили события с ним, или сослуживцами, запоминающиеся на всю оставшуюся жизнь. Нештатные ситуации при выполнении полетов, приводящие иногда к комическому завершению запоминаются обычно надолго.
Ввиду того, что многие участники данной истории остаются в добром здравии и дай им бог, этого в дальнейшем, фамилий и имен указывать не буду.
Заканчивалась летная смена. В воздухе три самолета. Погода на пределе, не смотря на периодические снежные заряды, командир полка не прекращал полеты, а метео передавало в вышестоящие инстанции погоду соответствующую установленному минимуму 250х3. Кто знаком с летной практикой, тот меня поймет. Выполняя план летной подготовки, частенько приходилось садиться при погодных условиях, ниже установленного минимума погоды. Конечно, при этом происходила коррекция плановой таблицы, с учетом индивидуальных навыков каждого летчика. В данном случае так и было.
Однако, после посадки, один из самолетов выкатился на пробеге с ВПП на концевую полосу безопасности (асфальт), на 5-10 метров. Ввиду снежного заряда летчик это поздно определил. Осознавая, что за ним заходит на посадку следующий борт, доложил: "Полосу освободил" выполнил разворот на 180 градусов, с таким расчетом, чтобы вырулить на рулежную дорожку, параллельную ВПП. Однако, при входе в створ рулежной дорожки появилось препятствие, в виде кабелей освещения РД, установленных на металлических рогатинах. Не долго думая, он, освободившись от подвесной системы, открыл фонарь, перебрался на крыло, с него на землю, опустил кабели, забрался обратно в самолет и перерулил через них. А дальше ещё интереснее. Вместо продолжения руления на стоянку, повторил данную процедуру, но уже с установкой кабелей на штатные места. Самолет зарулил на стоянку, как ни в чем не бывало, благо из-за снега, далее 200-300 метров ничего не видно.
На следующий день командир, как всегда, с утра объезжал аэродром, осматривая стоянки, РД и ВПП. УАЗик, подъехав к концу ВПП остановился, затем по трехколейному следу выехав на концевую полосу безопасности, развернулся на 180 градусов и остановился перед РД, поскольку дальнейшему движению препятствовали кабели освещения. Выйдя из машины, глаза его округлились, так как следы пересекали линию кабелей, которые целенькие и не оборванные висели на своих местах. Далее был опрос с пристрастием бойцов из команды оцепления, дежурящих в этом районе, а также помощника руководителя полетов на СКП, который этого вообще не мог видеть из-за большой удаленности. Попытка узнать бортовой номер самолета и примерное время данного события не увенчалась успехом, поскольку никто ничего не видел. По словам опрошенных, все самолеты перемещались в границах ВПП и РД. Техническим составом, осматривающим самолеты после каждого вылета, признаков выкатывания за ВПП также не отмечено ни у одного из бортов.
Собрали весь летный состав, летавший в предыдущий день в первую и во вторую летную смену. Вначале командир потребовал, чтобы летчик сам признался, поскольку рано или поздно расследование данного происшествия подойдет к логическому завершению и тогда, виновнику не поздоровится. Со временем тон сменился на более дружелюбный с обещанием не наказывать ввиду чрезмерной находчивости, но при этом объяснить, каким образом был осуществлен "проезд" через кабели. Все продолжали упорно молчать.
Спустя несколько месяцев, состоялся банкет по случаю присвоения звания "летчик первого класса" группе пилотов, в которую входил и наш виновник торжества. Поднявшись из-за стола, в ответном тосте на поздравления, летчик напомнил данный случай и признался: "Да, это был я !" Когда же объяснил, каким образом он это все проделал, в зале раздался дружный хохот, поскольку на МиГ-21 это не просто так выполнить как на других самолетах (МиГ-17, 15) из-за расположения крыла. Другой бы остановился перед препятствием, доложил РП и выключил двигатель. А в данной ситуации простые действия, которые не всегда придут в голову, многих ввели в недоумение.