Я принадлежу к поколению, которое родилось в СССР, начинало учиться в советской школе, а закончило ее в новой России. Мое поколение пережило безработицу, безденежье родителей 1990-х гг., карточную систему и дефицит товаров, «дикий капитализм» и период первоначального накопления капиталов. Мы были октябрятами и пионерами, а кто-то застал и комсомол. Легко расстались со школьной формой, пионерскими галстуками и значками, нацепили на себя разноцветные лосины и короткие юбки, делали «химические прически», красили копиркой челки и размалевывали глаза. Пережили спортивные штаны с лампасами и переносные магнитофоны с кассетами, уличные и районные группировки, чеченские войны. Сейчас мы – наиболее активные работники, платящие налоги, занимающие разного уровня руководящие посты, двигающие экономику и отвечающие за ее развитие. Так какие мы? Что мы дали стране, а страна нам?
Смотря на своих однокурсников, одноклассников, сверстников, я понимаю, что мы – разные. Кто-то не справился с соблазнами и жаждой легкой наживы в 1990-х-начале 2000-х годов: по крайней мере, половина моих одноклассников из поселковой школы на окраине города ушла в мир иной вследствие алкогольной и наркотической зависимости, участия в бандитских разборках. Кто-то создал бизнес – успешный и не очень. Значительное количество сверстников работает в государственных учреждениях на разных должностях. Кто-то растворился в семье и детях и жалеет об упущенных возможностях в плане карьеры и образования.
Но мы:
1. Получили приличное образование, причем большинство бесплатно. Нас учили НАСТОЯЩИЕ профессора, академики, кандидаты и доктора наук. Нас учили думать, грамотно писать, сдавать экзамены ЖИВЫМ людям, а не бездушным тестам и системам. Мы умеем общаться с разными людьми, добывать и анализировать информацию, работать с компьютерами, смартфонами и интернетом.
2. Обижены государством. Полуголодное детство, плохая одежда и обувь, измученные дефицитом и нехваткой денег родители…Выплату пособий на нас задерживали месяцами и годами, а то и совсем выплачивали крепкими спиртными напитками. Родив своих детей, мы получали минимальное пособие по беременности, родам и уходом за детьми, а многие мамы, оформившие статус Индивидуального предпринимателя и вовсе его были лишены. Поэтому мы стремились скорее выйти на работу, оставив детей на нянь и бабушек, отдав его в детские ясли, часто – за мзду заведующей или шефскую помощь в виде штор или нового унитаза. Мои сверстницы, родившие погодок или детей с маленькой разницей в возрасте до 2007 года, и не решившиеся больше на ребенка, лишены материнского капитала и разных выплат на детей. При этом мы выйдем на пенсию в 60 и 65 лет. Но я сама и большая часть моих знакомых моего возраста не уверены в том, что мы вообще до нее доживем или ее не отменят совсем.
3. Стремимся дать образование своим детям, помогаем им в учебе, ругаем (часто обоснованно) современную школу и систему образования в целом.
4. Легки на подъем: свободно перемещаемся из города в город, из страны в страну.
5. Свободны в отношениях. Многие рано начали сексуальную жизнь, рано, по современным меркам, в 21-22 года, заводили семьи и рожали детей, начинали жить самостоятельно. Меняли партнеров или предпочитали одиночество.
Я считаю, что жизнь поколения 1970-1980-х годов интересна и насыщена. Но мой старший двадцатилетний сын уже часто говорит мне, что я мыслю старыми мерками, не понимаю современной жизни и современной молодежи. При этом он уже, получив диплом колледжа, устраивается на работу по специальности и стремится вылететь из родительского гнезда в самостоятельную жизнь.
А каким Вы видите поколение 40+?