Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Взлет с конвейера…

Оглавление

Александр Жибров

Отлетали месяц. Начали самостоятельные полеты в составе экипажа.

В середине смены на ЦЗТ подходит Сережка Любимов.

Мы сидим перед самолетами, ждем вылета. У Сереги в руках карта и чем-то он озабочен. Спрашивает у меня:

- Саш, расскажи как правильно задание в зоне выполнить, чтобы не уклониться из зоны? (а перед этим на разборе «пороли» пару экипажей )

- А что вы там выполняете?

- Ну… КРУГ - влево, КРУГ – вправо, с креном 45…

Мужики смеются… Ладно с «кругами», т.е. с «виражами» разобрались.

Серега не уходит. Постоял, постоял с картой – опять ко мне.

- А скажи, что такое «взлет с конвейера»?

- Ты где это прочитал?

- Да в книжке какой-то, не помню.

Тут уже я решил «приколоться» и рассказываю… а народ слушает.

- Понимаешь Серега, на Су-24 тут как-то не практикуется этот способ взлета.

Во-первых, он дорогостоящий и очень обременительный для батальона.

Для летчика – без проблем, абсолютно нормально, ничего особенного нет. А вот для тыловиков – настоящая обуза. Вот в Балхаше, на МиГ-25, этот способ применяли и летчики нормально взлетали!

- А в чем суть - то?

Ну, думаю, врать так врать…

- Ну как тебе сказать…Ты «конвейер» представляешь? Ну, ленту транспортера видел где-нибудь? Ну, там кирпичи, бетонные изделия какие по ленте едут? Правильно! Так вот батальон за два дня до полетов в начале полосы устанавливает такие цилиндры, сверху прочнейшую ленту. Вся эта ерунда метров 100 длиной! И потом самолет заезжает на этот транспортер, который называется «КОНВЕЙЕР». Раскручивается лента с грохотом до скорости отрыва самолета и только тогда самолет взлетает … Получается с места!!! Вот что такое конвейер!

- А…теперь понял…

И пошел Серега к самолету с думой про «конвейер»… На следующий день подходит, смеется и говорит:

- Да, про «конвейер» честно поверил, пока не рассказали…

-2

Простые будни…

Первый год прошел очень быстро. Произошла замена. С Возжаевки приехали Валера Пирогов (Петрович), Валера Игнатов, Витя Дудников и еще много летчиков и штурманов. На следующий год замена с Бобровичей…Старцев, Ушаков…Тут уже воспоминания более осознанные, вернее запоминающиеся.

-3

Вообще, когда прошло месяца три – четыре, то казалось, что в полку служишь уже давно. Всех знаешь, все понятно. С полетами на новом типе тоже без проблем. Командиры также провели «ротацию» через год. Постоев уехал, кажется, в ЗабВО, вместо него командирский кабинет занял начальник штаба полка - Валерий Николаевич Лазебный.

-4

-5

Тот год, до его замены в Старо-Константинов, показался просто самым запоминающимся, наверно, за все годы службы. Было такое состояние, что наслаждаешься каждым днем. В полку не было нервотрепки, если за что и «выпорет» командир, так это за дело. Наверно не только у меня было такое впечатление о том времени. Сужу об этом в том плане, что в летать в «бомберской» авиации, даже стало нравиться. Ошибся на полигоне – спокойно разобрались, все выяснили – прав или не прав. Нашли причину и летай дальше на здоровье!

А тут еще через год, вообще подарок! Закончили строительство и отделку нового штаба. У венгров это здание проходило по проекту «школа». Шикарное здание. Классы просторные, мебель отличная, конференц-зал, всем начальникам по отдельному кабинету (есть где уединиться и отпраздновать любое мероприятие). Короче…. Мало верится, что в Союзе еще был такой штаб. Есть с чем сравнить. В Кунмадараше была аналогичная ситуация, но штаб был меньше и такого размаха не было.

В связи с этим запомнилось наше «советское» раздолбайство. Определили всем классы, кабинеты. У нас, естественно, возникла задача – как перенести все учебные стенды ?

Стоим в классе, чешем затылки и приходим в ужас от того, что придется пробойником и кувалдой пробивать стены! Появляется бригадир – мадьяр, с рабочим. У того в руках мощный перфоратор (в Союзе такие и не видели в те времена) и на плохом русском языке пытаются нам объяснить, «что давайте вам, где необходимо, в стенах аккуратно просверлим дырочки под стенды». Мы обрадовались, но тут в класс заходит Клич Н.З, (командир АЭ) жестом показал, что бригадир свободен вместе с рабочим и «перфоратором»!

Мы притихли. Тут же следует задача – «вечером, чтоб все висело»! Удалился с мрачным видом. Приступаем к работе. Первый удар внушительной кувалдой и здоровый кусок стены оказался на полу. Смотрим с сожалением, но продолжаем…

Расчет только на то, что стенды большие, все прикроется. Задача выполнена к вечеру, стенды висят… красиво, как и положено в армии на одном уровне!

-6

Окна первого этажа были закрыты решетками, аккуратные полоски металла стояли вертикально и когда смотришь на окно их не видно почти совсем, стоит посмотреть, чуть отойдя в сторону, окно полностью скрыто.

Покрашенное в заводских условиях приятной темно-коричневой краской на фоне светло-бежевого фасада, они смотрелись очень красиво.

Не знаю, кому пришла в голову мысль их перекрасить в белый цвет. С окон у главного входа были «торжественно» сняты две решетки, комендант штаба и два солдатика принесли бидон белой краски, пульвелизатор, компрессор и …работа пошла прямо у всех на виду.

Молочный бидон с краской заканчивался, а должного эффекта от покраски не наблюдалось. Решетки имели ужасный вид. Перешли на покраску «ручным методом» и два бойца, вооружившись кисточками, продолжили процесс.

Строители (венгры), еще крутившиеся в штабе и оформляя какие-то бумаги, смотрели с сожалением на эти мытарства и ничего не понимали, почему «советским» не подошли по цвету решетки?

Все устали от этого «действа». Краска закончилась, решетки были водружено на место и… было так хорошо заметно, что кем-то организованная акция потерпела крах. Смотрелись они до такой степени ужасно, что были срочно заменены на решетки с торца здания. Больше дурные идеи в голову никому не приходили.

В эскадрилье менялись летчики, руководство. Долго комэской был Клич Николай Захарович, замкомэской Пирогов Валерий Петрович, начальник штаба – Михаил Валентинович Аникин. Приятные воспоминания обо всех, честно!

Интересное сочетание первых букв фамилий начальства АЭ порой вызывало смех летного состава. Звучало оно так – К. К. К. - «Ку-Клукс-Клан»… Клич – Кудаев (замполит) и фамилию инженера, к сожалению, забыл, но тоже на «К»! Всего одного (небольшого роста), приятной комплекции. Были даже в чем-то похожи, если смотреть издалека.

-7

Клич Николай Захарович… Хороший дядька был, но своеобразный.

Как-то сверху пришло «указание», чтобы на контроле готовности, особенно при тренаже «пеший по-летному» у каждого экипажа была деревянная модель Су-24.

До этого, как и во всех полках, в АЭ были две более-менее нормальные модели с крылом 16 и 45 градусов. Но «верхнему» начальству это показалось мало. Спустили указания…

Сидим в классе, готовимся к полетам. Заходит мрачный командир и выдает:

- Все экипажам через неделю представить на контроле готовности к полетам по ЛТУ модель самолетов!

Посмотрел на стоявшую на столе модель, взял в руки…

- Вот такую, как у меня! Всем ясно? Вопросы?

Вторую модель моментально «приватизировал» Петрович (Пирогов).

И тут начался взрыв эмоций летного состава. «Возмущений» не было предела!

Клич выслушал и сказал знаменитую фразу:

- Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет – ищет причины!

Вам срок – неделя!

Часа два мы в классе обсуждали очередной маразм этих указаний. Потом кто-то вышел и пришел с бревном, как из сказки про Буратино…

Через день АЭ превратилась в столярную мастерскую!

Народ вошел в раж!

Стали «соревноваться» между экипажами – у кого самолет лучше? Мы тоже с Серегой Арбузовым пытались «что-то» сотворить…

Самое смешное, через неделю все экипажи стояли на контроле готовности с нормальными моделями Су-24! Так что какое-то время у нас был нормальный кружок «Умелые руки».

-8

Комэска выдал после этого фразу:

- Ну, вот… а Вы сомневались! Все у нас получится!

Так что лишний раз убедился, что «в авиации невыполнимых задач нет!»

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Александр Владимирович Жибров | Литературный салон "Авиатор" | Дзен