Я с глубоким уважением отношусь к евреям, никогда не скрывавшим свои этнические корни и связь с глубокой и многовековой еврейской культурой, таким как Генрих Гейне, Шелом Алейхем или Исаак Бабель. Но в этой статье хочу написать о тех великих деятелей культуры, евреях по-национальности, которые органично, целиком и без остатка влились в русскую культуру, оставив в ней большой и заметный след.
Исаак Левитан (1860-1900 гг.)
Исаак Ильич Левитан родился в местечке Кибарты Мариампольского уезда, Августовской губернии Российской империи, в образованной обедневшей еврейской семье.
Отец Илья (Эльяшив-Лейб) Абрамович Левитан (1827—1877) происходил из раввинской семьи местечка Кайданова в Литве,
Илья Левитан, стремясь улучшить материальное положение и дать детям образование, в начале 1870-х переехал с семьёй в Москву.
Осенью 1873 года тринадцатилетний Исаак поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где у же учился его старший брат.
Его первым учителем был художник Василий Перов.
В 1875 году умерла мать Левитана и серьёзно заболел отец. В 1876 году училище освободило братьев от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве».
Друг Перова, Алексей Саврасов, обратил внимание на Левитана и взял его к себе в пейзажный класс.
Весной 1885 года, в 24 года, Левитан окончил училище.
В апреле 1885 года Левитан познакомился с А.П. Чеховым, дружба и соперничество с которым продолжались всю жизнь.
Как и А. Чехов, И. Левитан "сделал себя сам". Помимо таланта его отличало большое трудолюбие и упорство в работе. По характеру он был добрым и ранимым человеком.
К сожалению современные исследователи пишут о творчестве Исаака Левитана незаслуженно мало.
В 1887 году художник осуществил свою мечту: он отправился на Волгу, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Алексей Саврасов. Виды реки в окрестностях небольшого волжского городка Плес покорили Левитана.
В итоге Левитан провёл в Плесе, три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888-1890 гг.). Около 200 работ, выполненных им за три лета в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плес стал очень популярен у пейзажистов.
Там он познакомился с художницей-любительницей Софьей Кувшинниковой, которая сыграла большую роль в становлении его личности. С. Кувшинникова стала его верной поклонницей, ученицей и возлюбленной. Софья была старше Левитана и в ее любви к художнику было что-то материнское.
Разрыв ее отношений с Левитаном в последствии стал для С. Кувшинниковой большой человеческой драмой.
Существует мнение, что картина «Над вечным покоем» И. Левитана, написанная по этюдам, выполненным в Плесе, является «самой русской» из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин.
В марте 1891 года Исаак Левитан стал членом Товарищества "передвижников". Московский меценат Сергей Морозов, увлечённый живописью и друживший с Левитаном, предоставил художнику очень удобную мастерскую в Трехсвятительском преулке.
К весне 1892 года Левитан закончил картину «Осень» (начатую ещё осенью 1891 года) и выставил её на XX Передвижной выставке вместе с ещё тремя картинами: «У омута», «Лето» и «Октябрь».
К этому периоду относится его полотно «Владимирка» (1892), где изображена дорога, по которой гнали в Сибирь каторжан.
Летом 1894 года Левитан вместе с Софьей Кувшинниковой приехал в Тверскую область и поселился у своих знакомых Ушаковых в имении Островно, на берегу одноимённого озера.
То, что И. Левитан относился к своему роману с С. Кувшинниковой очень серьезно, не подлежит сомнению. Достаточно сказать, что после опубликования рассказа А. Чехова "Попрыгунья", где Софья Кувшинникова изображена в качестве главной героини, а сам Левитан в образе малосимпатичного художника Рябовского, дружеские отношения Левитана с Чеховым едва не закончились дуэлью.
Там, в Тверской области, в живописных местах, сформировался сюжет картины «Над вечным покоем».
Там же у Левитана начался роман с А.Н. Турчаниновой. Вскоре он переселился в имение Турчаниновых, Горка, где специально для Левитана был построен двухэтажный дом под мастерскую. Здесь была написана картина "Март".
Исаак Левитан имел привлекательную внешность и нравился женщинам. Неудивительно, что через какое-то время у художника начался роман и с дочерью хозяйки усадьбы. Этот эпизод из биографии И. Левитана отчасти послужил основой сюжета знаменитой чеховской повести "Дом с мезонином".
В осенью 1895 года на реке в полукилометре от усадьбы Левитан написал свою знаменитую "Золотую осень".
В 1896 году после вторично перенесённого тифа усилились симптомы аневризмы сердца. Болезнь стала тяжёлой и неизлечимой.
4 августа 1900 года Исаак Левитан умер. Он не дожил совсем немного до своего 40-летия. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Последняя его работа — «Озеро» — также осталась незаконченной.
Творчество Исаака Левитана стало неодтелимой частью русской культуры, Никто еще в русской живописи до него не смог так удивительно тонко и проникновенно запечатлеть неброскую красоту и поэтичность русской природы.
Осип Мандельштам (1891-1938 гг.)
Личность Осипа Мандельштама в русской культуре уникальна. Он родился в Варшаве, в семье купца первой гильдии (его отец делал и продавал перчатки, а мать была музыкантом), где говорили на польском и на идиш (диалект немецкого).
Мандельштам еще в юности влюбился в русскую литературу и сумел стать великим русским поэтом.
В 1897 году его семья переезжает в Санкт-Петербург.
Осип (при рождении Иосиф) получил образование в Тенишевском училище (закончил в 1907 году), российской кузнице «культурных кадров» начала XX века. В августе.
В 1908—1910 годы Мандельштам учился в Сорбонне и в Гейдельбергском университете. В Сорбонне посещал лекции А. Бергсона и Ж. Бедье. Познакомился с Николаем Гумилевым, увлекся французской поэзией.
В промежутках между зарубежными поездками бывал в Петербурге, где посещал лекции по стихосложению на «башне» у Вячеслава Иванова.
К 1911 году семья начала разоряться, и обучение в Европе стало невозможным. Для того чтобы обойти квоту на иудеев при поступлении в Петербургский университет, Мандельштам крестился.
Мог ли Мандельштамм эмигрировать после революции, как это сделали многие? Мог. Но он не мыслил себя вне русской литературной среды и русской языковой культуры.
Мандельштам, как многоие великие поэты обладал роковым "даром Кассандры" - говорить правду, непонятую современниками.
Мог ли он промолчать, как советовал ему осторожный Б. Пастернак?
Да, мог. Но тогда бы он не был великим поэтом.
Продолжение следует...
Уважаемые читатели! Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!
Вы узнаете еще много интересного...