Найти тему
Сергей Мишенёв

Боевой Джигурда. Никита, которого мы потеряли

Это сейчас Никита Борисович Джигурда превратился в мем, а его имидж «великого фрика российского шоу-бизнеса» вызывает у публики недоумение, смех или даже злость.

Между тем, я помню его молодым успешным, уже известным актером, которому все прочили скорый статус звезды. Да и сам он в свою звезду свято верил и строил дальнейшие творческие планы исключительно в контексте будущего звездного величия.

Мне довелось познакомиться с ним в начале 90-х годов, во время съемок последней советской исторической эпопеи «Ермак», где Никита играл атамана Ивана Кольцо, а я работал каскадером с неофициальной должностью постановщика боев.

Трюковая группа картины "Ермак". Девушки - актриса и гримерши. Справа один из постановщиков трюков Михаил Юсип. Слева - автор.
Трюковая группа картины "Ермак". Девушки - актриса и гримерши. Справа один из постановщиков трюков Михаил Юсип. Слева - автор.

Именно во время постановок и съемок огромного количества сабельных схваток Джигурда проявил свои лучшие актерские качества. В это время он находился в великолепной физической форме – подкаченный, выносливый, быстрый. Кроме того, Джигурда был предельно собран и дисциплинирован, что особенно важно при работе с оружием.

Джигурда в бою выглядел не хуже Бреда Пита.
Джигурда в бою выглядел не хуже Бреда Пита.

При этом, Никита оставался творческим и инициативным актером, постоянно придумывая различные движения, трюки и гэги, которые должны были разнообразить и украшать боевые сцены.

Так, например, он придумал особенный сабельный удар справа налево. И хотя поначалу этот удар мне не понравился (в то время я был слишком строгим приверженцем классики), мы, все таки, включили его в хореографию боя и даже подготовили специальную «посадку» - сделали каскадеру, который должен был этот удар получить «кровавое месиво» вместо глаза.

Никита выполняет свой авторский удар. Оператор не успел его "поймать", но это он.
Никита выполняет свой авторский удар. Оператор не успел его "поймать", но это он.

Были среди идей и те, которые не вошли в картину. Например, во время боя, Джигурда захотел срубить голову нападавшему татарину, да так, чтобы обезглавленное тело, продолжая движение вперед, упало бы прямо на него. И тогда, Иван Кольцо должен был воскликнуть: «Что ты как баба на меня обниматься бросаешься!»

Зато, момент с отрубанием головы достался другому Джигурде – родному брату Никиты Сергею. Правда, без лишних криков, он отрубил голову татарину (которого как раз играл я) длинным европейским мечом.

Кстати, в картине было и второе отрубание головы. На этот раз я рубил, а каскадер Михаил Сафронов принимал удар.

Но вернемся к Никите Джигурде.

Он с предельной серьезностью относился не только к боевым сценам, но и к роли вообще. Перед началом каждой съемки его гримировали дольше всех – ровно два часа.

После этого, он облачался в доспех (везде, где только это было уместно) и, подобно средневековому терминатору, вооружался максимально возможным количеством оружия: сабля, кинжал бебут, маленький нож, пара пистолетов… Весь арсенал, обычно, не получалось разместить за поясом, поэтому Никита любил запихнуть бебут прямо подмышку, между пластинчатым доспехом и кольчугой.

Слева - Никита Джигурда. Хорошо видна рукоять кинжала бебута, который торчит из под пластины зерцала.
Слева - Никита Джигурда. Хорошо видна рукоять кинжала бебута, который торчит из под пластины зерцала.

За страсть Джигурды к оружию, режиссеры (Владимир Аркадьевич Краснопольский и Валерий Иванович Усков) осуждали героя, но тот почти всегда настаивал на своем. И даже на зло режиссерскому дуэту старался почаще выпустить из уголка губ маленькую струйку искусственной крови. Это делало образ Ивана Кольцо особенно колоритным.

Если же предстояла съемка с обнаженным торсом, Никита всякий раз перед появлением в кадре отжимался от земли или (при наличии таковых) на брусьях, чтобы придать своим мускулам максимальный объем и рельеф.

Никита Джигурда в своей идеальной форме.
Никита Джигурда в своей идеальной форме.

Первоначально предполагалось, что в большинстве боевых сцен Джигурду будут дублировать каскадеры. У нас в команде, на этот случай, был боец, соответствующий по росту и телосложению. Однако, Никита настолько хорошо обращался с оружием, что все поединки били исполнены им лично, а каскадерам достались мимолетные роли его противников.

Также, Джигурда сам исполнил физически тяжелый трюк во время съемок сцены гибели Ивана Кольцо: несколько каскадеров подняли его на копьях.

Никита Джигурда на копьях. Весь трюк выполнил сам, без дублера.
Никита Джигурда на копьях. Весь трюк выполнил сам, без дублера.

Но в одном эпизоде, продублировать Никиту мне лично (и несмотря на существенную разницу в росте), все-таки довелось. Причем сразу пять раз подряд.

Но это уже совсем другая история.