Владимир Боровиков, писатель http://www.borovikov-vp.ru/
Друзья, мы оказались в новой эпохе, начался новый отсчет времени...
Для того чтобы осознать эту эпоху, нам нужны подлинные произведения искусства, иначе мы увидим мир Гейтсов и Швабов во всей его полноте, и нам предстоит испытать потрясения, гораздо более серьезные, чем мы испытываем теперь.
Если Россия что-то и должна сказать миру, - и, я уверен, скажет! - то именно в области культуры.
В качестве примера я рассмотрю фильмы, посвященные войне: Летят журавли и фильм Сталинград режиссера Ф. Бондарчука.
Почему именно эти два фильма?
Это фильмы о войне…
Война - граница между бытием и небытием и именно здесь отчетливо проявляется феномен времени.
Как измерить время, время бытия человека?
Кино это один из видов искусства, который максимально полно моделирует жизнь, т.е. не только движение материальных тел, но и движение души человека.
Как это происходит?
В искусстве присутствует поток времени, но не только общего времени, времени сюжета, но и времени внутреннего бытия человека.
В Войне и мире Толстого мы видим не только хронологию событий, но и время героев.
Литература отличается от кино тем, что в ней бытие и время выражается текстом, в кино образы бытия выражаются визуально, образами кадра.
Вопрос, что такое время…
Перед этим загадочным вопросом наш ум замирает, бытие теряет время…
Как будто мы потеряли нечто самое важное, что всегда было с нами…
Мы спросили о столь важном, что само собой разумеется, и от этого на миг потеряли это важное…
Ребенок скажет, чего же проще, возьмите часы и посмотрите на них, вы увидите время…
Но если кто-то изменит в часах циферблат, передвинет стрелки…
Здесь нам нужно начать с научного представления о времени…
Еще опыты Галилея (конец 16-го века) касались падения тел, измерения скорости их движения, и имели целью найти общие законы движения, ускорения и замедления…
Замедления движения и течения времени…
Большинству современников опыты Галилея казались странными и несуразными, зачем лезть на башню и измерять скорость падения ядер и листьев. Какой в этом прок?
Люди жили в другом времени, в ином жизненном измерении.
В каком времени? Но ясно, что не в абстрактном времени…
С помощью Галилея мы пришли к естественно-научной модели времени и это было великим открытием.
Какая эта модель и в чем она состоит?
В науке мы рисуем ось времени и говорим, что время движется от точки 0 к бесконечности, т.е. имеет открытый бесконечный горизонт, куда уходит время.
Если есть две точки, говорим мы, то они отличаются по времени и между ними происходят события, которые имели причины, возникшие до момента t и следствия после момента t плюс дельта…
Точки как атомы бытия…
Здесь в этой модели для нас также важна стрелка, как символ бесконечности и точка 0, как начало отсчета…
Модель Галилея была великим открытием, она фиксировала бытие человека в ясной форме, позволяла разумно действовать в реальном мире.
Мы можем взять время в интервале t, t плюс дельта t и рассмотреть события, возникающие в этом интервале.
На вероятностном языке в момент времени t есть множество возможных события, часть из которых реализуется в реальные события в следующий момент t плюс дельта t.
И каждое событий является потенциальной причиной множества возможных событий, из которых реализуется только часть.
Но уже здесь возникает множество трудностей и парадоксов и заслуга Галилея, что он отбросил множество побочных вопросов и построил работающую модель, которая работала вначале в механике, а затем и в других областях естествознания.
В Советском Союзе мы жили в линейном времени, в котором предполагалось, если есть момент t, то есть и следующий момент t плюс дельта t.
Но момента t плюс дельта t может просто не быть.
Но он есть, - говорили нам, - в это нужно просто верить...
Иными словами, в этой модели не допускался разрыв времени, остановка времени.
Но представьте себе, кто-то считал общий ритм словами раз, два, три… и вдруг забыл следующую цифру, а потом просто смешал все числа и сказал, давайте считать по новой.
Вот в этот миг и изменилась эпоха, но мы не сразу осознали это.
Действительно, как совокупность возможных событий трансформируется в поток реальных событий, в поток бытия?
Как измерить время: еще пример… Со времен Гераклита мы представляем время как поток…
Как измерить течение потока?
Если это поток и мы бросаем в него палочку, то она уплывает вместе с потоком, если хотим зафиксировать поток, то он останавливается…
Однако модель Галилея, модель времени как последовательности событий позволяет рассчитать многие вещи…
Очевидно встает вопрос об области применимости этой модели, насколько ее можно применить к миру кино…
Или нужно изменить, и тогда она будет работать и в мире кино…
В кино мы имеем поток образов, связанных сюжетом и фиксируемых камерой, направленных на человека…
На сердце человека, если мы имеем в виду художественное кино…
Эмоции трудно увидеть, понять, измерить, объяснить, трудно рассчитать следующую точку…
В кино мы имеем смоделированный поток бытия в виде последовательности сменяющихся образов, звуков, смысловой наполненности…
Очевидно есть время внутреннего бытия героя…
Но также есть внешнее бытие и на их границе возникает истинное бытие…
Что соединяет эти два бытия или два разных времени?
Метрономом служит биение сердца человека, биение сердца героев, 60 тактов в минуту…
Но кроме этих тактов, есть общая точка временного отсчета и небесное время…
Потому что жизнь человека и героя конечна.
И в этом смысле, ось времени замыкается в круг, позволяя нам из этой верхней точки увидеть все время целиком и понять смысл.
И эта модель, когда прямая замыкается в круг, также объективна, как модель Галилея в механике.
Нарушение этого принципа ведет к диссонансу и фальши в искусстве, в кино в частности.
Я предлагаю взять эту работающую модель и использовать в искусстве, синтезировать общую модель, в которой будет учтено движение души человека (время внутреннего бытия) и вечное время.
Душа также движется по объективным законам и это не абсолютно свободное (произвольное) движение, и если художник бессознательно улавливает, понимает это движение, то он может создать произведение…
Фильм Летят Журавли…
Казалось бы, это простая история двух молодых людей, полюбивших друг друга во время войны…
Но эта история поднимает нас в небо…
Недаром в основе фильма лежит пьеса Розова “Вечно Живые”…
В кино камера фиксирует смоделированное режиссером время, но это время следует сделать объективным…
Смоделировать поток бытия…
Итак, синтез вечного и небесного времени…
Направление от точки t к точке t плюс дельта задается логикой сюжета, причинно-следственными связями…
Не зря в последних кадрах фильмах возникает символ неба, и герой говорит:
-Смотри, журавли над Москвой!...
Если в фильме нет биения человеческого сердца, нет человека и вечного времени, то фильм не проходит тест на подлинность.
Стрелка в модели Галилея и есть символ вечного времени.
Но наука не оперирует с вечным, это область искусства.
Именно по этому критерию мы различаем истинное искусство от подделки.
Посмотрим теперь на фильм “Сталинград”.
В нем есть отдельные эпизоды, связанные логикой сюжета…
Но в нет биения человеческого сердца, времени внутреннего бытия человека…
Мы видим экшен, действия, которые описываются моделью Галилея, но эти действия могут делать роботы…
Но не видим человека…
Если кто-то был в Волгограде, то только одно имя, прочитанное в скорбном списке на Мамаевом кургане, медсестра Валя, дает больше представления о войне, чем фильм г-на Бондарчука.
В фильме нет также вечной точки отсчета (небесного времени), которая необходима, как мы поняли, для любого подлинного произведения искусства.
Мы понимаем, что нам подсунули фальшивку...
Какие-то непонятные люди зачем-то пришли на берег Волги и стреляют, и мучают других людей…
Другие непонятные люди вышли защищать этот берег…
И все это мешается в диком кровожадном хаосе, а режиссер, вылепивший такую подделку, и не думает стесняться сделанного.
Очевидно, этот господин имеет иные представления о нравственном долге художника.
Плата за подделку в мире культуры чрезвычайно серьезная…
Это разрушение духовного мира человека…
Человек теряет ориентиры, оказывается и не в научной модели времени, и не в духовном мире…
Именно такие фильмы, как Сталинград г-на Бондарчука, Утомленные солнцем, Викинги и несть им числа, поставленные утомленными людьми, привели нас к тому, что мы оказались в новой эпохе, где человек подвергнут максимальному расчеловечиванию.
Это нужно понять...