Осмысление творческого пути сестёр Цветаевых — восхождение на высокую гору. Чем дольше поднимаешься, тем масштабнее обрисовываются личности Марины и Анастасии, тем более наполняются событиями и оборотами жизни их непростые судьбы.
И в этом восхождении едва ли не первую скрипку играет удивительный музей, расположенный в курортной Феодосии. За 11 лет существования он, конечно, «оброс подробностями», но в начале июля произошло и вовсе знаменательное событие — сёстры Цветаевы «отпраздновали новоселье»: открылись четыре новых зала, что позволило говорить о втором дне рождения музея.
В биографии Марины и Анастасии есть всё: и удивительное, заполненное любовью и заботой детство в семье профессора Московского университета, основателя Музея изящных искусств (ныне носящего имя А. Пушкина) Ивана Цветаева, и юность с её мятущимися поисками идеала, и трудные зрелые годы. Судьба сестёр сложилась по-разному: старшая уехала с мужем в эмиграцию и рано ушла из жизни, а младшая прожила почти век, много путешествовала, написала пронзительнейшую книгу (и не одну!) воспоминаний и навсегда попрощалась с друзьями на пороге своего девяностодевятилетия. Но есть в жизни сестёр период, когда обе жили бок о бок в одном южном городе, были несказанно счастливы и признавали короткий отрезок времени самым благодатным.
Впервые дочери профессора Цветаева (вместе с отцом) побывали в Крыму в подростковом возрасте в 1905 году, а потом, через шесть лет, юными девушками приехали в гости к Максимилиану Волошину в Коктебель. Собственно, с этого момента и началось их знакомство с Юго-Восточным Крымом, переросшее в глубокую привязанность. Здесь Марина встретила будущего мужа — Сергея Эфрона, а в Феодосии они жили с сестрой с октября 1913 года по июнь 1914-го: старшая — на даче Редлихов, а младшая с сыном — на углу улиц Бульварной и Военной (сегодня В. Коробкова, 13).
Феодосия начала прошлого века представляла собой «пафосное» место — по набережной фланировали нарядные горожане и отдыхающие, одетые в яркие туалеты, в порт постоянно прибывали корабли под флагами разных государств, имели место литературные вечера и поэтические концерты, на которых Цветаевы часто выступали.
Феодосийский период жизни Марины завершился изданием сборника «Юношеские стихи».
Сегодня память о двух талантливых женщинах бережно сохраняется и приумножается в музее. К слову, на просторах России есть ещё только один музей сестёр Цветаевых — в городе Александрове. Генеральный директор заповедника «Киммерия М. Волошина» Олег Осадчий уверен, что возвращение имён из небытия — процесс бесконечный: подрастают новые поколения, у которых совсем иные кумиры, поэтому «прививки памяти» надо постоянно возобновлять. Так что открытие новых экспозиций, где представлены творчество и быт сестёр, трудно переоценить. Многие экспонаты долгие годы лежали в запасниках (не хватало выставочного пространства) и только сейчас увидели свет.
Благодаря взаимопониманию с администрацией города несколько месяцев назад выделены дополнительные помещения. За три месяца (при поддержке Банка ВТБ) они наполнились новым содержанием и расширили музейные горизонты. Но реконструкция на этом не завершилась — сейчас проводятся работы в галерее, по окончании которых правомерно будет говорить о «замкнутом цикле» литературной концепции.
Экспонатов становится больше: по-прежнему активно передают предметы быта того времени, хранящиеся в бабушкиных сундуках. Недавно поступили вязаные скатерти, выполненные в начале XX века, ведутся переговоры о покупке граммофона, когда-то принадлежавшего Анастасии.
Несомненная гордость музейщиков — уникальные образцы подлинной мебели (в том числе с дачи Редлихов) из сосны и дуба. Это придаёт особый шарм комнатам, создаёт почти мистическое ощущение сиюминутности: кажется, скрипнет дверь, в комнату войдут две сестры, уютно расположатся в креслах и начнут неспешную беседу.
К слову, заместитель гендиректора заповедника «Киммерия М. Волошина» Наталия Мирошниченко убеждена: перенесись Марина и Анастасия на машине времени в день сегодняшний — остались бы довольны увиденным. К тому же новый большой зал позволяет проводить многочисленные литературные вечера, музыкальные гостиные в традициях Серебряного века.
Юго-Восточный Крым, включая Феодосию, стал для сестёр «яркой стеклянной бусиной, осколком счастья, счастливым камешком». Как напишет Марина в одном из стихотворений, «иду вдоль генуэзских стен, встречая ветра поцелуи, и платья шёлковые струи колеблются вокруг колен».
С тех пор много воды утекло, однако что-то осталось неизменным: толпы нарядных отдыхающих по-прежнему гуляют по набережной, и «платьев шёлковые струи колеблются вокруг колен» уже современных девушек. Если включить воображение, то в лучах заходящего солнца или в пене морской волны (помните, у старшей есть строки «Мне имя — Марина, я — бренная пена морская»?) можно увидеть силуэты сестёр. А если не получится, то следует отправиться в музей на углу двух старых улиц и окунуться в мир Серебряного века, яркими посланницами которого были Марина и Анастасия Цветаевы. Там уж точно их силуэты предстанут пред вами в полный рост.
Светлана КИРЬЯНОВА
Фото: «КИ» / Валентин ГУСЕВ