Осенью 1782 в бухту, которую впоследствии назовут Севастопольской вошли фрегаты с символичными названиями "Осторожный" и "Храбрый", командовали кораблями герои Чесменского сражения капитан-лейтенанты Иван Берсенев и Степан Юрасов. Рейд на котором встали российские корабли был признан лучшим на всем Черном море. Потемкин обратился с просьбой ускорить изыскания по изучению места для постройки будущего города и порта к президенту адмиралтейской коллегии графу Ивану Чернышеву. Командир группы фрегатов, специально для выполнения данной задачи оставшихся на зимовку, Иван Одинцов получил указание произвести исследования и замеры на предмет постройки портовых сооружений. Команда с фрегатов Одинцова расположилась на зиму в опустевшем селении Ахтиар , кругом было безлюдно и российские моряки оказались единственными жителями тихих херсонесских берегов. Ныне забытый поэт Семен Бобров писал , предвидя возрождение древнего Херсонеса.
Я в Херсониде многохолмной
Под благодатным небосклоном
...............
Найду Гельвецию с хребтами
Найду Сатурнову страну...
Сатурнова страна... Россия нашла ее в пределах древнего Херсонеса, который воплотившись в Севастополе вернулся к своей прародине , как чудо дарованное Богом в награду за доблесть русских воинов.
По решению Потемкина начальником всего южного флота был назначен вице-адмирал Федот Клокачев, прибывший 2(13) мая 1783 года в Ахтиарскую бухту. Ознакомившись с результатами изысканий , внимательно изучив составленные карты и планы и лично осмотрев берега до самого Херсонеса , Клокачев принял решение, что использовать в качестве стоянки большую бухту, открытую западным ветрам , которую после назовут Севастопольской небезопасно. Поэтому для стоянки эскадры была выбрана бухта впадающая в главную севастопольскую бухту с юга, вследствие чего данная бухта была названа Южной
"Без собственного обозрения нельзя поверить, чтоб так сия гавань была хороша!" отмечал Клокачев, продолжая "Здесь сама природа такие устроила лиманы , что сами по себе отделены на разные гавани , то есть военную и купеческую"
Адмирал Клокачев скоропостижно скончается от заразной болезни спустя несколько лет, но свою историческую миссию, основную цель всей своей жизни, о которой он скорее всего сам не догадывался: привести российский флот в Севастополь он выполнил.