Приветствую тебя, читатель! Рад представить тебе свежий выпуск дайджеста «Этот день в истории авиации». Сегодня в программе — самолёт от русского архитектора-эмигранта, гигантская летающая лодка Dornier Do X, самолёт, который чуть не убил Говарда Хьюза и многое другое! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️
6 июля
6 июля 1931 года — первый полёт лёгкого многоцелевого самолёта Bodiansky 20. /Франция/
Инженер Владимир Бодянский, эмигрировавший во Францию из России в 1918 году, известен прежде всего как архитектор. Но первые 10 лет в эмиграции он посвятил авиации — служил лётчиком в Иностранном легионе, работал в авиастроительных компаниях и проектировал собственные самолёты. Наиболее известный из них — Bodiansky 20, который был построен для участия в национальном конкурсе туристических самолётов.
Bodiansky 20 представлял собой цельнометаллический низкоплан. Был рассчитан на перевозку 3 пассажиров + 1 пилота. Двигатель Renault 4Pb позволял развить скорость до 180 км/ч, а запасов топлива хватало на 1200 км.
Серия неудач с пропеллером и двигателем не позволила Bodiansky 20 нормально участвовать в конкурсе. Хотя он демонстрировал хорошие лётные характеристики. Проект закрыли в 1933 году, а единственный самолёт был разобран.
7 июля
7 июля 1946 года — первый полёт экспериментального самолёта-разведчика Hughes XF-11. /США/
Ещё в 1938 году Hughes Aircraft начинает работы над проектом скоростного самолёта Hughes D-2. На нём Говард Хьюз собирался установить новый мировой рекорд кругосветного полёта. Планам помешала начавшаяся Вторая мировая война. В 1939 году Хьюз предложил самолёт ВВС США. После нескольких лет разработки проект оформился в дальний фоторазведчик Hughes XF-11.
XF-11 представлял собой двухмоторный высокоплан с двухбалочным хвостовым оперением. В отличие от D-2, выполнен из алюминия. Экипаж должен был состоять из 2 человек — пилота и штурмана-фотографа. Максимальная скорость — 720 км/ч. Рабочая высота — 13 км, а дальность полёта — до 6430 км.
Построили 2 прототипа Hughes XF-11, отличавшихся двигателями и пропеллерами. Первый испытывал лично Говард Хьюз. Полёт окончился катастрофой, а сам лётчик получил тяжёлые травмы. Второй прототип летал более успешно, но проекту это не помогло. В 1949 году все работы были свёрнуты, а предзаказ на 98 самолётов аннулирован.
8 июля
8 июля 1932 года — первый полёт лёгкого многоцелевого самолёта Percival Gull. /Англия/
В 1932 году известный австралийский лётчик и авиаконструктор Эдгар Персиваль основал в Англии компанию Percival Aircraft Co. Первым проектом компании стал Gull («Чайка»). Самолёт разработал сам Персиваль под впечатлением от моноплана Hendy 302, который он пилотировал ранее.
Percival Gull представлял собой низкоплан, построенный в основном из дерева с полотняной обшивкой. Консоли крыла могли быть сложены для хранения. Самолёт мог перевозить 2 пассажиров + 1 пилота. Двигатель Cirrus Hermes позволял развить скорость до 233 км/ч. Полного бака топлива хватало на 1126 км полёта.
Всего выпустили 48 единиц Percival Gull. Самолёт хорошо покупался частными владельцами, ценящими скорость и комфорт. Он также добился успеха в авиагонках и дальних полётах. На сегодня в мире сохранилось два Percival Gull в лётном состоянии.
9 июля
9 июля 1961 года — первый полёт многоцелевого вертолёта Ми-8. /СССР/
С 1953 года вертолёт Ми-4 массово использовался как ВВС СССР, так и для гражданских перевозок. Но к 1960 году встал вопрос о более совершенном вертолёте. Так в ОКБ Миля стартовал проект В-8, будущий Ми-8.
В-8 спроектировали, основываясь на успешной схеме Ми-6, — кабина пилотов в передней части, за ней грузовой отсек, над которым установлена силовая установка. У конструкторов получился одновинтовой вертолёт с пятилопастным (у первого прототипа был четырёхлопастный винт, как у Ми-4) несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Оснащён 2 × газотурбинными двигателями ТВ2-117 (на первом прототипе стоял один АИ-24В). Мог развить скорость до 270 км/ч. В зависимости от модификации брал на борт до 30 пассажиров (десантников) и до 4000 кг груза.
Вертолёт Ми-8 получился сверхудачным. Его производство продолжается с 1965 года по сей день. За это время выпустили свыше 12 000 вертолётов всех модификаций. Ми-8 используется или использовался в более чем в 50 странах мира.
10 июля
10 июля 1929 года — первый полёт гоночного гидросамолёта Macchi M.67. /Италия/
Гонки гидропланов на Кубок Шнайдера не только популяризировали авиацию, но и форсировали развитие авиастроения. Победа повышала престиж страны, поэтому участники выкладывались по полной. К гонке 1929 года Италия создала новый гидросамолёт Macchi M.67, который должен был вернуть кубок на Апеннинский полуостров.
М.67 представлял собой одномоторный низкоплан с поплавковым шасси. Конструктор Марио Кастольди многое взял от предыдущего своего самолёта — Macchi M.39. Был установлен 18-цилиндровый мотор Isotta-Fraschini Asso 1000 мощностью в 1798 л.с.
Для участия в гонке построили 3 гидроплана Macchi M.67. Один из них был потерян в испытательном полёте, установив рекорд скорости в 583 км/ч. Двум оставшимся превзойти результаты британского Supermarine S6 не удалось из-за проблем с двигателем. Один M.67 сегодня выставлен в Историческом музее ВВС Италии.
11 июля
11 июля 1939 года — первый полёт учебно-тренировочного самолёта Marinens Flyvebaatfabrikk M.F.12 (он же Høver M.F.12). /Норвегия/
В конце 1930-х годов учебные авиашколы Королевского флота Норвегии нуждались в замене своего основного учебного самолёта M.F.8 на более современный. Как и прежде, флот собирался разработать проект самостоятельно. В 1937 году Marinens Flyvebaatfabrikk начала работы над самолётом M.F.12. Возглавил проект конструктор Йохан Гувер.
M.F. 12 представлял собой двухместный моноплан с низкорасположенным крылом и поплавковым шасси. Оснащался двигателем Jacobs L-4M производства США. Максимальная скорость — до 195 км/ч.
Самолёт показал хорошие лётные характеристики во время испытательных полётов. По воспоминаниям Йохана Гувера, полёт на M.F. 12 был «лёгким и комфортабельным». Но запуску в серийное производство помешала оккупация Норвегии Германией в 1940 году. Единственный построенный прототип был уничтожен.
12 июля
12 июля 1929 года — первый полёт летающей лодки Dornier Do X. /Германия/
К середине 1920-х годов оформилось мнение о том, что авиаперевозки станут рентабельными, если брать на борт самолёта как можно больше пассажиров. Не забывая при этом об уровне комфорта и безопасности. Поэтому в 1925 году Dornier A.G. начала разработку гигантской летающей лодки Do X для трансокеанских полётов.
Do X представляла собой цельнометаллический моноплан. Консоли крыла дополнительно поддерживались расчалками. Силовая установка состояла из 12 двигателей Siemens Jupiter (позднее — Curtiss Conquerors), установленных попарно в 6 мотогондолах над крылом. Максимальная скорость — до 242 км/ч, дальность полёта — 1700 км. На борту Do X размещалось до 166 пассажиров.
К сожалению, лётные характеристики самолёта подкачали. Было выпущено 3 прототипа Dornier Do X, но в серийное производство лодку не запустили. На них выполнялись лишь демонстрационные полёты — над Европой, в Африку, в Северную и Южную Америку.
Спасибо за внимание, дорогой читатель и береги себя!
Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.
Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории